Горы мира > Памир >

Автор: Александр Мороз, Украина/Грузия
Фото из архива команды

Пик Коммунизма 7495 м (Исмоила Сомони)
Зимнее восхождение по Северной стене.
Таджикистан, горная система: Памир
37 дней. «Путь Барса»

Вступление:

Основной целью зимней экспедиции 2020 года на пик Коммунизма – была подготовка команды к предстоящей экспедиции на К2 зимой 2021 года, а также завершение проекта «Зимний снежный Барс». Пик Коммунизма оставался завершающей вершиной.

Коротко о проекте:

Идея создания проекта, а возможно, в дальнейшем и отдельного звания «Зимний снежный Барс» принадлежит - Сергею Селиверстову. Основная цель - прохождение всех пяти семитысячников бывшего СССР зимой. Лишь Валерий Хрищатый был максимально близок к выполнению этой цели. Ему оставался пик Корженевской, к сожалению, он погиб в 1993 г под пиком Хан-Тенгри.
Задача амбициозная и на ее осуществление ушло 5 лет.

Захватывающий дух вид на пик Коммунизма (пик Исмоила Сомони, 7494 м.) со склона пика Корженевской.
Этот ракурс позволяет в полной мере оценить масштаб и пропорции горы.
Фото: Артур Усманов

Хроника восхождения:

Пик Коммунизма
4 января, прибыли в Душанбе
9 января 2020 г, поляна Москвина

Команда в составе 13 спортсменов + повар Наталья Арестова - прилетели на поляну Москвина. Оборудовали Базовый Лагерь.

На следующий день команда выдвинулась в сторону предполагаемого Лагеря 1, для заброски снаряжения и осмотра линии предполагаемого маршрута. В последствии Лагерь 1 был перенесен выше. Основной трудностью выбора линии маршрута на С Стене пика Коммунизм, является лавинная опасность. Возможность обрыва снежных карнизов, расположенных практически на всем протяжении стены в верхней ее кромке, выводящей на Большое Памирское Плато. При подходе к первоначальному варианту маршрута - произошел ледопад, к счастью не задевший группу. Нужно было искать другой путь…

Сергею Селиверстову и Михаилу Даничкину удалось найти безлопастную линию на стене. Это был, вероятно, самый крутой участок стены, в центральной части проходящий через узкую ледовую речку и далее выводящий на плато. Команду разбили на 4 группы: Даничкина, Селиверстова, Воробьева, Акимова. В дальнейшем состав групп менялся. На высоте 4960 м вырыли пещеру для 8 человек, для экономии времени подхода от Лагеря 1 под стену. Это давало преимущество в 2-3 часа. Группы работали по 2, иногда 3 дня, остальные организовывали заброску снаряжения под стену и подъемом груза на нее.

Сход лавины с северной стены пика Коммунизма (пик Исмоила Сомони) на ледник Вальтера.
Выбор маршрута восхождения был во многом связан с наименьшей лавинной опасностью этого участка стены.
Фото: Михаил Даничкин

Помимо лавинной опасности – следующей проблемой стало отсутствие мест под ночевку, на протяжении всего километрового участка стенной части. Начиная с 4960 м заканчивая выходом на плато – 6000м. Ни одной полки под палатку… Каждый день на обработке группам приходилось, преодолевая все большее расстояние провешенных перил перед тем, как начать работать дальше. Это выматывало. Сказывалась и высота, казалось бы, технически несложные участки на высоте более 5000 м – требовали больших усилий. Мы не знали, как быстро сможем обработать стену и сможем ли это вообще, слишком большие расстояния... В финале нужно будет пройти порядка 30 перильных веревок до выхода на плато с полным грузом для установки Лагеря 2 и последующим штурмом. Второй раз прожюмарить километр стены, а после идти на штурм – может не хватить сил. Это понимание давило психологически каждый день. Следующий сложный момент обработка ключевого участка маршрута. 120 м практически вертикального натечного льда. В нижней части отсутствие возможности организации надежной страховки. Лидировал Михаил Даничкин и его группа. На следующий день Виктор Филинов и Сергей Селиверстов пролезли самую крутую часть 85o-90o льда на высоте более 5350 м. Все немного «выдохнули». Уже проще, но, что там дальше? Далее лед лег, но ненадолго. Через две веревки, крутизна возросла и начались каскады с залитыми льдом хрупкими скалами крутизна 60o-70o и местами проблемы со страховкой. Верхняя треть несложный лед крутизной 50o - 60o, но на высоте постепенно приближающийся к 6000 м этот участок так же забрал не мало сил и времени. Помехи и небольшую угрозу создавали пылевые лавины, которые могли сбросить лидера. Ветром с плато снег иногда задувал на нашу линию в такие моменты нужно было работать очень внимательно. Группе Даничкина пришлось целый день работать под непрекращающимся снежным дождем. Суммарно обработка стены заняла 18 дней. Команда почувствовала облегчение, когда первая группа установила Лагерь 2 на выходе стены. Еще одним психологическим фактором являлось отсутствия солнца на Стене и в первом лагере. Отогреться можно было только в Базе. Но были и положительные стороны работы на стене – мы не прекращали обработку из-за сильных ветров, которые дули на плато постоянно, временами достигая 100 км/ч. Стена загораживала нас и ощутимо гасила силу ветра.
Первый этап пройден.
Пик Душанбе!

Далее предстояло найти путь по Северному склону к вершине пика Душанбе 6960м, тем самым сделав второй первопроход и оттуда соединить маршрут с классической линией на вершину пика Коммунизма 7495 м. Группа Михаила Даничкина в составе: Андрей Ерохин, Артур Усманов, Максим Черкасов установив Лагерь 2 на выходе со стены (6000 м), на следующий день пересекла плато и выкопала снежную пещеру в начале С склона пика Душанбе на высоте 6200 м. на следующий день группа начала подъем и разведку пути по С Склону. Им удалось проложить путь среди трещин и сераков и к вечеру, выйти на вершину Душанбе установив Лагерь 4, в мульде на высоте 6960 м. Следом шла группа Сергея Селиверстова: Алексей Усатых, Виктор Филинов, Павел Воробьев, Александр Мороз за ней группа Виталий Акимова: Андрей Алипов, Сергей Красовский. Степан Мальцев по состоянию здоровья вынужден был остаться в Базовом лагере. Он обеспечивал связь и контролировал расположение групп на горе. В Базе была подзорная труба.

Закат у пика Душанбе. На фото (по мере удаления): Артур Усманов Максим Черкасов и Андрей Ерохин.
Фото: Михаил Даничкин

30 января группа Даничкина предприняла попытку штурма, но вынуждены были развернуться и остаться в Лагере 4 еще на одну ночь. Группа Селиверстова преодолев стену установили палатку Лагерь 2, на следующий день установили промежуточный лагерь на высоте 6500 м. И только на третий день прибыли в штурмовой лагерь на высоте 6850 м.

Вершина!

31 го января проведя вторую бессонную ночь в Лагере 4 - на вторую попытку штурма вышла группа Даничкина в полном составе, из Группы Селиверстова по состоянию здоровья Сергей Селиверстов и Алексей Усатых, не смогли выйти на штурм вершины, Паша Воробьев, отказавшись от попытки восхождения остался для помощи приболевшим товарищам. Вышли Филинов и Мороз.
Группа Акимова: Сергей Красовский и Андрей Алипов дошли до пещеры на 6200. На вершину не успевали, прогноз 1 го февраля был плохой, решили пробовать дойти до вершины Душанбе, но по состоянию здоровья решили отказаться от попытки.

Магия сумерек на пике Душанбе.
На фото Андрей Ерохин.
Фото: Михаил Даничкин

Штурмовые группы стартовали из разных мест т.к. лагерь группы Селиверстова находился немного ниже и в стороне от лагеря группы Даничкина. Встретились у «Верблюда». Далее маршрут проходил по классической линии, через «Лопату». Шли небыстро, было тяжело, не хватало акклиматизации. В районе 12 часов дня добрались до перемычки, от которой к вершине ведет острый, крутой гребень. Убийственные 95 метров набора. Лидером шел Андрей Ерохин, прокладывал путь, рубил ступени. Шли в связках. На крутом участке провесили веревку для спуска и, оставили ее там, для, возможно, следующей группы. На вершину вышли в 13-53. Нам удалось…

Немного лирики

В тот день мы видели весь Памир горные цепи, простирающиеся на сотни километров вокруг. Это целая горная страна. Мир дремлющих белых великанов. Сеяло солнце, хотя прогноз показал температуру -47. Был полный штиль. Этот день, эти несколько минут изменили нас навсегда… Никакие цифры не расскажут вам о том, что мы чувствовали в тот день. Градусы ледовых, склонов сотни метров перепада, графики рельефа и т.д. – это вселишь часть чего-то намного большего. Восхождение происходить не только на склонах Гор, но и внутри нас.

Вернулись в штурмовой, Сергей и Паша встречали с чаем. Еще одна ночь почти на 7000 м…

Далее был путь вниз.

Группы спустились в Базовый лагерь. Часть ребят получила обморожения в процессе обработки стены и восхождения - была эвакуирована вертолетом 7 го февраля.
Улетели: Андрей Ерохин, Виктор Филинов, Максим Черкасов и сопровождающий их - Павел Воробьев.

Пик Корженевской и пик Коммунизма

Изначально плана подниматься на пик Корженевской не было. Задача взойти на Коммунизм сама по себе была планом максимум исходя из ее сложности. После двухдневного отдыха две связки в новом составе вышли на вершины. На Коммунизм вышли Селиверстов, Усатых, Мороз, на Корженевскую - Даничкин, Усманов, Алипов, Красовский. На Корженевскую выбрали маршрут Селиверстова «Ольча» 5Б. Конечно нормально восстановиться за 2 дня нам не удалось, единственное возможное окно приходилось на 7 февраля, другого шанса больше не будет, организовать такую сложную и дорогостоящую экспедицию в третий раз? – Вряд ли получиться. Решили пробовать.

На Коммунизм шли, стараясь не использовать промежуточные палаточные лагеря. Стартовали База - Пещера (4960) – Пещера (6200) 2 дня, сделали дневку – Лагерь 4 (6900) – Вершина. На спуске после предыдущего восхождения на горе оставили заброки, палатка, еда, газ, снаряжение. Это очень помогло.

6 го февраля на дневке в пещере 6200 получили от Степана прогноз погоды. 7 го числа погода 40-50 км/ч, 8 го 50-70 км/ч ветер на вершине, 9го 80 км/ч. После целого дня сомнений и размышлений, приняли решение идти вверх. Дальше ориентироваться по погоде по факту. Расчет был только на смещение прогноза или его ошибку в силе ветра. Так бывает.

В Лагерь 4 прибыли 7 го февраля. По ощущениям ветер не соответствовал заявленным цифрам, явно меньше даже с учетом, что мы были на 500 м ниже вершины, такие ветра мы бы ощутили и там. Ночью приняли решение - утром оценить погодную обстановку и, если все будет хорошо пробовать штурмовать.

Уточняли прогноз на каждом сеансе связи - изменений нет. Спать легли поздно после 1-00. Пробовали встать в 3-00, дуло, отложили на час. В 4-00 проснулись, позавтракали. Первым вышел Сергей примерно в 5-30 и сообщил, что можно идти, все хорошо. Ветер немного трепал палатку, но снаружи это не казалось уж таким страшным как изнутри. Следом стартовал Леша в 6-30, потом Мороз. Шли намного быстрее чем в первый выход, акклиматизация дала свои плоды.

Сергей Селиверстов. Первый в истории альпинизма «Зимний Снежный Барс» на вершине пика Коммунизма (пик Исмоила Сомони).
8 февраля 2020 г.
Фото: Александр Мороз

В 11-35 8 го февраля 2020 года Сергей Селиверстов и Александр Мороз были на вершине пика Коммунизма 7495 м, прозвучала долгожданная связь с Базой и поздравления от Степана.

Сергей Селиверстов стал первым Зимним снежным Барсом в Мире! Алексей Усатых вышел на перемычку. Сергей ушел вниз, я остался ждать Лешу.

Александр Мороз (автопортрет) на вершине пика Коммунизма — втрое подряд зимнее восхождение на высшую точку бывшего СССР с разрывом чуть более недели.

В 13-10 Алексей Усатых стоял на Вершине, став вторым Зимним снежным Барсом. Через несколько минут в 13-17 двойка Михаил Даничкин и Артур Усманов - вышли на вершину пика Корженевской 7104 м.

Миша Даничкин стал третьим Зимним снежным Барсом. Сергей Красовский и Андрей Алипов, к сожалению, не успевали по времени на вершину и вынуждены были повернуть.

Максим Черкасов и Андрей Ерохин на фоне вершины пика Коммунизма (Пик Исмоила Сомони, 7495 м.), 31 января 2020 г.
Фото: Михаил Даничкин

Вот так на чуть больше чем за полтора часа, на двух соседних семитысячниках был осуществлен проект «Зимний Снежный Барс»! Погода стояла идеальная, солнце и практически штиль. То ли сработал наш расчет на ошибку прогноза, то ли, просто повезло или, что-то другое, я не знаю. Но это было колоссальное везение и удача которой все очень радовались. Никто не ожидал такого успеха.

Лирика

Второй раз чуть больше чем за неделю мне удалось второй раз побывать на вершине этого снежного великана, и больше всего я был горд присутствовать при выполнении ребятами званий Зимних Барсов. Второй Исторический момент.

К вечеру группа Селиверстова спустилась в Лагерь 4, на связи Степан сообщил об усилении ветра на 9 число, порекомендовал спускаться сейчас в пещеру 6200. Дождались Лешу, немного отдохнули, что несильно у нас получилось и пошли вниз. К 11 ночи спустились к пещере.

9 го февраля прогноз не ошибся. Дуло весьма неслабо, мы были рады, что не поленились и вчера ушли вниз. За 3 часа сдюльферяли 32 веревки и к вечеру были в базе, где как всегда ждала вкусная, горяча еда, за, что отдельная благодарность нашему замечательному повару Наталье Арестовой.

10 го февраля - спустились ребята с Корженевы уставшие и довольные.

Непогода заперла нас на 4 дня…

14 февраля, прилетел долгожданный вертолет и вызволил из снежного плена, изнемогающих от безделья и бессмысленного скитания по Базовому лагерю альпинистов, доставив их в Душанде.

Все закончилось в символичный день влюбленных, уж не знаю, как к этому относиться :)

Философия

Мне хотелось бы верить, что мы смогли совершить нечто большее чем просто сложное зимнее высотно – техническое восхождение. Возможно нам удалось напомнить о дружбе и взаимовыручке в Горах. Возродить командный Альпинизм на больших и сложных Вершинах. Цифры
· Экспедиция заняла 37 дней
· Обработка Северной стены 18 дней.
· Протяженность технической части С стены - 32 веревки
· Вертикальный перепад С стены - 1000 м
· Использовано точек страховки 240 шт. Ледобуры.
· Максимальная крутизна стены 85-90o
· Средняя крутизна маршрута 70o
· Общий перепад высот 3095 м (БЛ 4400 м – Вершина 7495 м)
· Высотный график Лагерей. БЛ (4400) – Лагерь 1 (4650) – Пещера 1 (4960) – Лагерь 2 (6000) – Пещера 2 (6200) – Лагерь 3 (6500) – Лагерь 4 (6960)
· Температурный режим – 15oС до – 47oС
· Максимально низкая температура в Базовом лагере достигала -33oС
В рамках экспедиции было совершено:
· Второе в истории зимнее восхождение на пик Коммунизма и первое по новому маршруту по Северной стене предположительно 6А кт.тр.
· Первый зимний дубль вершин Коммунизм, Корженевская – Артур Усманов, Михаил Даничкин
· Сергей Селиверстов, Михаил Даничкин и Алексей Усатых выполнили первое в Мире звание «Зимний снежный Барс» тем самым завершив проект.
· Алексей Усатых совершил восхождение на высочайшую вершину Памира с искусственным клапаном сердца, проявив немыслимую силу воли, настойчивость и доказал, что жизнь с пороком сердца не заканчивается!
· Максим Черкасов впервые в истории запустив дрон с вершины пика Коммунизма на высоте 7495 м в зимний период, сняв уникальные кадры - панорама вершины, совершил облет вдоль линии маршрута в центральной части С Стены на высоте более 5000 м. Его кадры достойны National Geographic.
· Двойное восхождение на пик Коммунизма за одну зиму – Александр Мороз.
Ролик о восхождении:

Большая благодарность Андрею Ерохину, Андрею Каменеву и Тимофею Тарарину за помощь в монтаже и саунд дизайне ролика.

Состав команды:
1. Селиверстов Сергей – «Зимний Снежный Барс», МСМК по альпинизму, гид IFMGA, руководитель проекта «Зимний Снежный Барс» и капитан команды «RedFoxAsia», 20 восхождений на 7000+, 5 зимних восхождения на 7000+, 2 бескислородных восхождения на 8000+, Кыргызстан, г. Бишкек
2. Даничкин Михаил – «Зимний Снежный Барс», МС по альпинизму, гид IFMGA, член команды «RedFoxAsia», 4 восхождения на 7000+ , 5 зимних восхождения на 7000+, зимняя экспедиция на К2 (2019), Кыргызстан, г. Бишкек
3. Усатых Алексей – «Зимний Снежный Барс», член команды «RedFoxAsia», 7 восхождений на 7000+, 5 зимних восхождения на 7000+, Россия, Алтайский край, г. Барнаул
4. Усманов Артур – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, 2 зимних восхождения на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
5. Воробьев Павел – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, Россия, г. Екатеринбург.
6. Ерохин Андрей – «Снежный Барс», КМС по альпинизму, гид IFMGA, более 20 восхождений на 7000+, в том числе зимнее, Кыргызстан, г. Бишкек.
7. Черкасов Максим – 1 с.р. по альпинизму, 2 бескислородных восхождения на 8000+, зимнее восхождение на 7000+, аспирант KMGA/IFMGA, Россия, г. Санкт-Петербург
8. Акимов Виталий – КМС по альпинизму, 16 восхождений на 7000+, Россия, г. Томск
9. Мальцев Степан – 1 с.р. по альпинизму, восхождение на 7000+, Россия, г. Хабаровск
10. Алипов Андрей – 2 с.р. по альпинизму, 1 восхождение 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
11. Красовский Сергей – 2 с.р по альпинизму, 1 восхождение 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
12. Мороз Александр – 2 с.р. по альпинизму 6 восхождения на 7000+, аспирант KMGA/IFMGA, Украина/Грузия, г. Батуми
13. Филинов Виктор – 1 с.р, 3 восхождения на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек
14. Аристова Наталья – 1 с.р по альпинизму, 2 восхождения на 7000+, Кыргызстан, г. Бишкек. Повар экспедиции.
Огромная благодарность нашим спонсорам и всем, кто в нас верил и поддерживал. Без вас мы бы не смогли это сделать!
Экипировку и снаряжение предоставили:
• Генеральный экипировочный спонсор - компания «Red Fox». Отдельная благодарность Ольге и Владу Мороз, а так же Александру Глушковскому.
• Компания ООО «ЭТАЛОН», эксклюзивный дистрибьютор компании «PETZL» в России, Армении, Белоруссии и Казахстане (Эталон - дистрибьютор PETZL в России). Отдельная благодарность заместителю руководителя отдела «PETZL» в ООО «ЭТАЛОН» Михаилу Овцынову.
• Экипировочный центр «ЛАВИНА», г. Красноярск. Отдельная благодарность директору центра Александру Пешкину (Александр Пешкин).
• Outdoor-магазин «АльпИндустрия», г. Красноярск. Отдельная благодарность директору магазина Александру Пономарёву.
• Туристическая компания «SnowLeopard», г. Бишкек
Обеспечение спутниковой связью:
• Компания «Iridium» (Иридиум360).
Огромная благодарность за поддержку и помощь:
• Кириллу Семешкину
• Филиппу Лерману
• Юрию Зайнуллину
• Тимофею Тарарину
• Вячеславу Васильевичу Александрову, директору турагентства «Edelweiss Travel Company» в г. Бишкек.
• Рано Умаровне Собировой, директору Международного Альпинистского Центра «АЛЬП-НАВРУЗ» в г. Душанбе, за решение организационных вопросов и помощь. Эта замечательная женщина с неиссякаемой энергией внесла неоценимый вклад как в первую нашу экспедицию в 2018, так и в нынешнюю, искренне переживала за нас.
• Кахорову Шамсидину из г. Душанбе за восточное гостеприимство.
• Турагентству «Pamir Peaks» (г. Душанбе).
• Заместителю директора государственного учреждения особо охраняемых территорий Республики Таджикистан Акрамову Убайду Хасеновичу.

Путь барса

Восхождение на пик Коммунизма зимой. Проект «Зимний Снежный барс»

Как всё начиналось. Зимний Снежный Барс

Зимний Снежный Барс. Пик Коммунизма

Зимний Снежный Барс. Вернулись домой

Зимний Снежный Барс. Пещерные люди

Зимний Снежный Барс. Все на базе

Зимний Снежный Барс. Возвращаются на базу

Зимний Снежный Барс. Три Барса и два восхождения

Зимний Снежный Барс 2020. Экспедиция продолжается

Зимний Снежный Барс. Есть вершина!

Зимний Снежный Барс 2020. Все-таки стена

Проект Зимний Снежный Барс 2017

Зимний дубль: Хан-Тенгри - Победа

Эпично!

Поздравляю с зимним первопроходом! Это было круто! Надеюсь, у вас сложится с К2...