Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Анатолий Николаевич Букреев.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Анатолий Николаевич Букреев, 1958 года рождения — погиб 25.12.1997 года, п.Анапурна, Гималаи.

Хочется уточнить, что Анатолий, при жизни представлялся как — Гражданин Мира — так как гражданство было России, проживал в Казахстане, тренировался в США, зарабатывал в Непале.
Олег Маликов.

Памяти Анатолия Букреева - Героя Гималаев. "Желаю тебе стремиться к сверкающим вершинам, где ты поймешь вечную красоту и истину." - А. Букреев 1996г.

Посвящение Анатолию Букрееву:
Лёд и холод... вершины манят высотой.
Сколько было и сколько их будет!
Неприступной смертельно — опасной тропой
Вновь идут, пробираются люди.
Он был смел, сильным был, не боялся высот,
И опасность его не пугала.
Он был Богом вершин, он был их господин,
Не единожды их покорял он.
В непогоду спасал он людей изо льда,
Воскрешая их к жизни порою.
Он был гений, герой, человек и звезда,
Что встает над вершиной ночною.
Его взгляд, его сила и сердца огонь...
Он бы мог растопить этот холод...
Но остался в горах и погиб, как герой!
Снежный барс... Как он был еще молод!
И с вершины на Мир наш он смотрит сейчас,
И другим оставаясь примером,
Говорит: Оставайтесь людьми каждый раз,
Каждый день, каждый миг непременно!
Наташа Михайловская 16 апреля 2018

1991 год. Анатолий Букреев и Владимир Балыбердин. Фото из архива Анатолия Букреева

Анатолий Букреев (1958–1997) — советский и казахстанский высотный альпинист, горный гид, фотограф, писатель. Обладатель титула «Снежный барс» (1985), Заслуженный мастер спорта СССР (1989). Покоритель одиннадцати восьмитысячников планеты, совершивший на них, в общей сложности, 18 восхождений. В мае 1991 года в составе первой казахстанской гималайской экспедиции покорил Дхаулагири (8 167 м), а осенью совершил свое первое из четырех восхождений на Эверест (8 848 м). В период с 1992 по 1997 годы в составе участников различных экспедиций Анатолий Букреев совершил еще 14 восхождений на вершины выше 8 000 метров. Принципиально не пользовался кислородом при высотных восхождениях. В 1996 году во время трагедии на Джомолунгме, когда погибло восемь альпинистов, участвовавших в восхождении на Эверест в составе двух коммерческих экспедиций, выйдя ночью из лагеря, спас троих человек. 6 декабря 1997 года Американский Альпийский Клуб наградил Букреева премией имени Дэвида Соулса, вручаемой альпинистам, спасшим в горах людей с риском для собственной жизни.

Святослав Антонов
Журналист, редактор раздела HISTORY

Портрет Анатолия Букреева. Фото из архива Анатолия Букреева

1991 год. Лукла, Непал. Дружеский шарж.
Фото из архива Анатолия Букреева

• Подборка видеоматериалов на Mountain.RU

• Улыбка Буки. Фото из архива Анатолия Букреева

Как рано ушел тот, кто стал легендой в мире. талантливый, у кого сложилось все: ум, воля, фантастическая целеустремленность, душевность, ответственность и порядочность. Всегда было приятно пообщаться, видение другое, чаще своеобразное, даже на самые простые обыденные вещи, дела, поступки. Вечная память!

Елена Пан.

Макалу 1994 год. Фото из архива Анатолия Букреева

"В районе нашего маршрута лавина падает стеной. Нам остается лишь минута, чтоб попрощаться, друг, с тобой". Денис Урубко.

1997 год. Лето. Базовый лагерь "Северный Иныльчек", ТОО МАЛ "Kan - Tengri", Ц. Тянь Шань. Беседа друзей: Reinhold Messner и Анатолий Букреев.
    Фото Виктора Седельникова

Взгляд с улыбкой Буки. Фото из архива Анатолия Букреева

Взгляд Буки. Фото из архива Анатолия Букреева

Профиль Буки.
    Портрет кисти А. Старкова из архива Анатолия Букреева

Спортивная экспедиция на пик Евгении Корженевской 7105 м., Памир

Спортивная экспедиция на пик Евгении Корженевской 7105 м., Памир 12 СКА САВО ВС СССР 1985 год. Начало летнего спортивного сезона. Команда в составе: - Виталий Балюкин – Валерий Шаповалов – Григорий Луняков – Николай Винокуров – Александр Кукушкин – Анатолий Букреев – Николай Червоненко – Ринат Хайбуллин – Сергей Квачев – Александр Табатчиков – Олег Федосюк – Худайберген Ташманбетов – Олег Маликов – Владимир Тугалев – Сергей Самойлов – Евгений Бадашков – Андрей Целищев. Погрузив экспедиционные грузы на армейские автомашины.

Завтрак в г. Ош, Киргизия

Вертолетная площадка МАЛ "Памир - 85", урочище Ачикташ, Памир

Выдвинулась автоколонной по маршруту: - г. Алма – Ата – г. Ош (короткая остановка: - закупка овощей, хлеба и фруктов, «плен Ошского Базара») – Алайская долина, урочище Ачикташ, базовый лагерь под пиком Ленина 7134 м., Памир. Организационная остановка в урочище Ачикташ для акклиматизации на 3600 м., акклиматизационный выход на пик Петровского 4700 м., подготовка грузов для заброски вертолетом в базовый лагерь на поляне Москвина 4200м. под пиком Евгении Корженевской 7105 м.

Лагерь 5300 м. Гости из Франции устанавливают свою палатку по соседству с нами

Пригласили гостей из Франции в гости. Обильно поили гостей чаем, угощали бутербродами с красной икрой. Пытались общаться. Не знание языка компенсировали жестами, громкостью и разделением на слога произношения, артистизмом

Восхождение на п. Е. Корженевской по Ю. гребню 5А к. т. В базовом лагере на поляне Москвина и на маршруте восхождения было много приятных встреч со старыми знакомыми из экспедиций других городов СССР и иностранцами, гостями МАЛ «Памир 85». В день восхождения, на спуске с вершины, в штурмовом лагере на высоте 6400 м. к нам поступила тревожная новость. Наш старый друг и товарищ, альпинист из г. Караганда, Георгий Гульнев, участвовавший в другой экспедиции. После восхождения он вышел из штурмового лагеря вверх, на встречу, отставшим на спуске с вершины участникам, в одиночку, беспокоясь об их самочувствии и месте нахождения.

Мое желание, сделать фото с изящной француженкой на моих руках в горах Памира - было принято!

Дубль - 2: реакция на просьбу - "Улыбочку"!!!!!!!

Позже, когда все собрались, недосчитались Жоры. Вышли на поиски. На гребне, на высоте 6700 м. увидели следы, идущие на снежный карниз и свежий след отрыва части карниза. Спускаясь по следам падения, передовой поисково-спасательный отряд, нашел Жору в сидящем положении без признаков жизни. Тело Георгия подняли в штурмовой лагерь на высоте 6400 м. Работы проводились во второй половине дня после восхождения и последующую ночь. На следующее утро мы взяли на себя часть транспортировочных работ. Упаковав тело в палатку, мы транспортировали его из лагеря 6400 м. в лагерь 5800 м. где передали его вышедшему навстречу другому транспортировочному отряду. Восхождение совершено в полном спортивном составе. Возвращаясь в г. Ош выменяли у чабана за 40 м. альпинистской веревки одного живого курдючного барана в Алайской долине.

Лагерь 5800 м., "Грот"

Лагерь 6400 м., с видом на п. Коммунизма 7495 м

Добравшись до г. Ош и разместившись на базе альплагеря «Высотник» решили устроить большой той. Распределив обязанности, взялись за дело. Олег Маликов со сторожем альплагеря, узбеком, освежовывает барана и готовит на костре плов и шурпу. Другие делают закуп на базаре по меню. Третьи накрывают стол на земляной поляне. Скромный Анатолий Букреев, закрыв этим восхождением норматив – «Покоритель высочайших гор СССР» ("Снежный барс"), предлагал старшим товарищам отметить это в тесном кругу. Но старшие не пошли на это, сказав: «Мы все вместе делали это, вместе и будем отмечать». Накрыв «поляну», пригласив друзей и соседей, устроили хорошую вечеринку. Помянув погибших, поздравив восходителей и чествуя новоиспеченного «Барса».

Вершина! Высота 7105 м.!

Вид на пик Коммунизма 7495 м. из базового лагеря на поляне Москвина 4200м

Летний сезон был насыщенным: - июнь, участие в УТС ДСО «Спартак» в районе альплагеря «Талгар», С. Тянь-Шань - июль, экспедиция на п. Е. Корженевской 7105 м., Памир - август, экспедиция на п. Кызыл Аскер, Ю. Тянь–Шань, чемпионат СССР.
    Олег Маликов. Опубликовано 20.01.2019 года.