Что имела она ввиду — клеща, Виталия, его возраст или опыт — история умалчивала" />

Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Пономарь. Часть II
Памяти друзей

• К первой части
  • Наступили времена переходного периода. Тут и лыжи, и кросс, и занятия в зале и на скалах. Решение всяческих организационных вопросов. Часто собирались в «капустнике», то бишь в квартире Татьяны Капустиной в Академгородке. Явление не совсем обычное, ключ лежал под ковриком. Как-то запросто приходили в любое время, общались, обсуждали, строили планы, могли заночевать, карематов хватало, гостеприимная хозяйка это дело приветствовала. Своеобразный мозговой центр.

Приближалась майская альпиниада в Саянах. По заявке секции Дорсовет выделил питание и автобус «Икарус» для проезда до Аршана. Мы с Виктором сидели на складе, отовариваясь продуктами и думая куда их разместить. Глядя на кубовую коробку с индийским чаем «Три слона» он произнёс - Никогда такого не видел, давай часть возьмём, а остальное «заначим» на будущее. Я и сам «тупел» от происходящего, ну «достать» одну-две пачки, и то «по оказии», я ещё понимал. В итоге килограмм 100 продуктов оставили.

Когда приехали в Аршан, то у народа «разыгрался аппетит». Раз свой автобус, давай подъедем поближе, водитель не отказал. В результате оторвали задний бампер, когда автобус стал съезжать с дороги в низину.

Через шесть часов по ущелью Зуун-Хандагай разбили лагерь. Я в должности начспаса, но вел полноценную инструкторскую работу. Как обычно, снежно-ледовые занятия, скальные, затем восхождения. У меня были армейцы, т.е. члены ЗабВО. На тот момент на альпиниаде были телевизионщики с иркутского телевидения. Приятно сейчас видеть и вспоминать Андю (Афанасьев Андрей), Гуся (Гусев Дмитрий) и других.

Сходили с отделением на вершину Ангарск сделали троечное руководство нашему доктору, Володе Коханову. А затем пошли с Людмилой Титовой на траверс Игл Хандагая. Зашли уже в цирк и вдруг слышим хлопок. Поднимаем головы, лавина оторвалась со склонов горы и идёт прямо на нас. Не забуду её слова - Блин! «Писец!» Хана!

О, великий сибирский сленг! Хорошо, что лавина до нас не дошла.

Наступил летний сезон. В планах свои локомотивские сборы и максимальная работа в альплагере Дугоба. Когда приехали, то пошли с Виктором к начлагеря Несповитому Валерию Степановичу - Вот, хотим поработать инструкторами! Он на нас смотрит своими голубыми глазами, а из под рыжей бороды ухмылка - Ну, БИЧей-участников видел, а вот инструкторов впервые! Обычно заранее заключаешь договор с лагерем, а тут приехали на кандачка.

На фото: Пономарчук Виктор
    Руководство лагеря сменилось, теперь начучем был Бакуров Вячеслав Анатольевич со своей ленинградской командой. Непонятно было как будут «карты ложиться!» Назначили в первую смену командиром отряда третьего этапа, а во вторую и четвёртого этапа. В пересменок «нырнули» своей локомотивской группой на САГУ по 5А для схоженности перед сборами. А с Лёней Краснухиным и на Узбекистан по ледовой доске Северной стены для роста спортивного мастерства. Он такие маршруты любил.

По занавес кемеровские ребята попросили «сводить» их на 5А на Вечерний Свердловск. У них никто не имел права. Ну как отказать замечательным людям, хотя в практике инструкторства — это мало кто делал. Это уже этап спортивного совершенства. Так вот, до сих переписываемся.

Дальше сборы в ущелье Гаумыш. Я за старшего тренера, Виктор как руководитель. Для начала надо было туда заброситься. Дело непростое, пять дней челночных ходок с огромными рюкзаками, сначала на перевал, а затем вниз. С нами шёл целый «обоз», т. е. не только спортивный состав, но и сочувствовавшие. В душе я с этим не согласен, всё это отвлекает, расхолаживает. Я сторонник полувоенной дисциплины, пришёл - сделал дело - ушёл. Но не я «заказываю музыку», очевидно такие традиции. Сборы прошли штатно-напряжённо. Пономарь «заводил» контингент вперёд на повышение спортивного мастерства. Сам упирался и «народ зажигал». Район «мудрёный», горы давались тяжело. По воспоминаниям Василия Титова 4Б «шлась» с двумя ночёвками, как-то непривычно, но другой не было.

Изюминкой мероприятия должно было стать прохождение маршрута на Гаумыш по Северной стене шестой категории трудности. У иркутян в те времена было традицией прохождение призовых маршрутов первенств СССР. Но по ходу восхождения сил не хватило и пришлось отступить. Я же сходил только Байконур для четверочного руководства Белоусову Олегу. В остальном же нужные текущие дела: выпуск, наблюдение, транспортировка пострадавшего, челночка грузов.

Когда спустились с Виктором из Хайдаркена в Фергану и вышли из автобуса, то первым делом купили у бабулек по пучку зелени и по лепешке. Тут же сели на тротуар и «замяли», глядя друг на друга - Есть большие свои сборы!

Проводив народ домой в Иркутск, мы снова поднялись в Дугобу. Меня назначили командиром отделения пятого этапа. Тут сам случай велел повышать спортивное мастерство. Не откладывая в долгий ящик, сходили компанией из четырёх человек и со звёздой технических восхождений ленинградцем Фёдором Житиневым первопроход на вершину Конструкторов из ущелья Гаджир. Приятно оставить след в горном районе своим новым маршрутом. Для большИх баллов, руководство отдали Леониду Краснухину. Через пять дней с ним же и двумя девушками, Воскресенской и Матвиенко, залезли на САГУ по «перьям», закрывая Аполлона на мастера.

Сезон закончился успешно. Ну какой спортсмен не любит подкалымить в свободное время. Виталий Белоусов (Старый) надыбыл работу по восстановлению телефонной линии на метеостанцию на Хамар-Дабане. И вот я, он и Болгов Юрий (Болт) с Быстровым Сергеем подрядились под это дело. Своеобразное четыре «Б»-у всех фамилии начинаются на букву «Б».

А/л Дугоба-пик Конструкторов-первопрохождение-5Б-Житинев-Краснухин-1981

Хребет Комар-метеостанция-1981

Я как-то спросил Сашу Яковенко - А почему собственно «Болт»?

Он подумал - Да так, для краткости!

А вот с прозвищем «Старый» всё намного интересней. Как пишет сам Виталий в книге «Иркутские истории». Когда-то в былые времена ему пришлось изымать впившегося клеща у девушки из интересного места. Девушка под впечатлением происходящего воскликнула вслух -Да, он старый! Что имела она ввиду-клеща, Виталия, его возраст или опыт-история умалчивала. Но прозвище прижилось и «пошло» с ним по жизни.

Так вот три недели автономно в зимнем походном полевом режиме мы удаляли старые сгнившие столбы, тут же рубили новые, заново ставили, перетягивали провода. Жили в зимовьях, а если их не было, то палатка всегда была под рукой. Благо нам к этим условиям не привыкать. И впечатления остались на всю жизнь.

Хребет Комар-Богомолов

Хребет Комар-Быстров-Болгов-Белоусов-???-1981

Не успели мы приехать в Иркутск, как Аполлон предложил поработать строителем. Он нашёл работу на автопредприятии в Ново-Ленино. Нужно было выложить плитку в душевых и подсобных помещениях. А, где наша не пропадала! Вдвоём кинулись делать весь этот объём. Умения и навыки приходили по мере освоения материала. Главное-голова, руки и желание. Плитка была ещё та, советская, стеклянная с крашеной одной стороной.

Тут как раз подоспела ноябрьская альпиниада в Саянах, поэтому сделали перерыв в работе. Опять я за начспаса. Людмиле Лебедевой, жене Славы Лебедева, необходимо было руководство 5А. И вом мы вчетвером: я, Слава, Людмила и Пётр Краснов сподобились на выход на Нефтехимик. Думали проскочить маршрут за день, но снежные условия резко тормозили ход. И в добавок, во второй половине дня, я, выйдя вперёд и закрепив веревку за торчащий из снега камень, организовал перила. Когда Слава, идущий вторым, прилично нагрузил веревку, то этот камень «пошёл», вместе с веревкой и нами. Кровь «ударила» в голову, непонимание происходящего, паническая борьба за что-либо ухватиться. И вдруг всё это затормозилось, встало, только легкое проскальзывание веревки за счёт колебания наших тел. Выручил скальный клык, торчащий из гребня, на котором мы повисли. Пока нижние подтянули Славу, пока я закрепился и «выпутался» из ситуации, время ушло, наступила ночь. Тяжёлая ночь, всё время махали то руками, то ногами, к утру, казалось, сил не осталось. На вершине были, но больше всего запомнились этот срыв и последующая ночь.

Хребет Комар-Быстров-Болгов-Белоусов-1981

Вернувшись с Саян, снова приступили к работе в гараже. Работа спорилась, нам это дело нравилось. Уже вырисовывались объемы сделанного, но однажды случилось непредвиденное. Выложив за предыдущий день стенку в душевой, мы её не увидели на следующий! Ушлость нашего российского люда поражает. Пока раствор ещё не схватился плитку за ночь всю отковыряли. Обидно было за труд, пришлось делать заново. Но в конечном итоге хороший заработок компенсировал нам все издержки.

Надо было кончать со всеми этими работами, надвигался лыжный сезон. Я всегда удивлялся тому, что начало и конец лыжного периода в Саратове и Иркутске одинаковые. 15 декабря открытие, 30 марта закрытие. И понеслось и поехало. Накат, прикидки, соревнования, старался везде выкладываться полностью, но получалось не везде одинаково. На коротких дистанциях хуже, на длинных лучше, а на сверхдлинных совсем хорошо.

Хребет Комар-Быстров-Белоусов-1981

Виктор закреплялся в ЦС «Локомотив». В планах просматривалось участие в первенстве ЦС и дальше на Союзе. Поэтому в декабре я был командирован в Москву на семинар, порешать эти вопросы . А также вопросы путёвок в Управлении альпинизма и по документам в Спорткомитете. К тому же Пономарь был одним из инициаторов проведения Иркутской региональной школы инструкторов. Это говорило о силе областной федерации, мало кто в СССР этим мог похвастаться.

Каратаев Владимир
    Вернувшись из Москвы мы с Виктором как-то забрели на центральный рынок, приближался Новый год. Отстояв в очереди, купили апельсинов по рубльсорок и ананасов. До этого я этих ананасов и не ведал в своей, как говорят сибиряки, «европе». А ценник на апельсины был стабилен, ещё в «Алибеке» в 1974 году мы с напарником отоварились по той же цене наполовину абалаковского рюкзака, чтоб наестся до «отвала». Отвал наступил после 11 штук!

Встретив Новый год в «капустнике», жизнь потекла по накатанной линии. Как-то зримо вырисовывались две дороги, идущих параллельно. Одна с работой для денег, другая, хобби, увлечение, для души. Но между собой они были несравнимы. В свою очередь вторая делилась на весенне-летний-осенний-горный сезон и зимний-лыжный сезон.

Так, бок о бок, мы с Виктором организовывали, проводили, участвовали во всех лыжных гонках по федерации альпинизма. Где-то лучше он, где-то лучше я, но итогом была не только наша подготовка, а интерес и участие целой плеяды молодых. Тут и Таран, и Аксёнов, и Яковенко, и Титовы Виктор с Василием, и много других. Но БАМ был за мной. Как всегда не все было идеально, то палку потерял, то вступило в поясницу, то силы кончились, но дотерпел и вырвал победу!

В начале марта в Красноярске проводилась Спартакиада народов СССР. Как не посмотреть на сборников, на инвентарь, тем более тысяча километров для нашей страны не расстояние. Остановился у Володи Каратаева в Дивногорске. Он хоть и дивногорский, но на самом деле иркутский. Ходил всё время с иркутянами, одаренный по многим параметрам, он и альпинист, и скалолаз, и горнолыжник, и парапланерист, и аквалангист. Это он с Леонидом Краснухиным изобрёл, испытал и впервые применил «шакал»(ледоруб с клювом в обратную сторону), платформу для ночёвки. Так вот он меня снарядил в подводное плавание и запустил в Красноярское море, что я с трепетом до сих пор вспоминаю.

Не всё так просто в этой жизни ... — орден Ленина Каратаева Владимира за Лхоцзе-1990

В апреле провели Иркутскую школу инструкторов. Напряглись всем инструкторским составом областной федерации во главе с Кадачиговым Анатолием Никодимовичем, по полной программе провели все мероприятия. На Витязе были скальные занятия, тут случилась большая неприятность. Пономарь, показывая маршрут, сорвался, отшиб поясницу и спину, идти не мог. Мы его тащили до Огоньков на себе, оказался тяжелым, через каждые сто метров менялись. Все ледовые и снежные занятия проводили в Кынкарге. Старшим тренером был Мартынов Илья Александрович из Харькова. А уже на аттестацию приезжал представитель спорткомитета СССР Алексашин Л.В. Это был большущий толчок в развитии Иркутского альпинизма.

???-???-Быстров Сергей-Иванова(Дорофеева) Катерина

А уже в начале мая стандартная альпиниада в Зуун-Хандагае. Народу было много, только нас со вторым этапом на Башне было 27 человек. Петя Краснов или Виктор, сейчас не помню, привели человек пять «трудных» подростков по просьбе какого-то комитета комсомола. Все «колючие», взгляд, поза, разговор «свысока» и с пренебрежением, плевок сквозь зубы. Когда пошли на восхождение, а Башня это винтовая «дорога» шириной метра три, а с правовой стороны по ходу обрыв, то и веревка стала роднее родных, и сопли потеплели, и глаза стали влажными, и разговор добрее. Я ещё подумал - Надо же, какой воспитательный эффект! Но всего это хватило на три часа, после прихода они “пришли” в себя, снова «одели робу неприступности» и на этом всё закончилось.

Иванова(Дорофеева) Катерина-тренинг с дочкой

Там же среди огромных валунов носились как чертенята Катя Дорофеева и Андрей Дидух . У Катерины волосы торчали в разные стороны, не было одного зуба. Мы ей говорили - Катя, причешись, успокойся, ты же девушка! В ответ только было - А а а.., пойдёт! Кто ж знал тогда, что из неё вырастет прекрасный «лебедь», Екатерина Иванова, первая женщина СССР, взошедшая на Эверест!

А Андрей, испытав в жизни всякого, сейчас на красноярских столбах показывает чудеса «столбизма» рекламируя здоровый образ жизни. Правда, отрастив бороду, для убедительности приписывает себе лишний десяток лет.

Читать дальше >>>>>

Годовщина восхождения на пик Победы зимой

Вернувшись с Аннапурны

Международная Гималайская экспедиция «Аннапурна (8091) – весна 2008 – В.гр.»

Сергей Богомолов: есть двенадцатый восьмитысячник!

Все беды от коммерческих экспедиций

Сергей Богомолов. К2-2006. Проект - 14 восьмитысячников мира

Ама - Даблам (6856 м)
    Первопрохождение по Южному контрфорсу Восточного гребня

8611м – это К2
    По следам Международной Казахской экспедиции “Каракорум – 2003”