Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Владимир Дмитриевич Кавуненко.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Владимир Дмитриевич Кавуненко, 1935 года рождения – ушел 20.09.2021 года.

Сегодня утром на 87-м году ушел из жизни один из самых ярких представителей отечественного альпинизма 60-80-х гг Владимир Дмитриевич Кавуненко.

Кавуненко Владимир Дмитриевич, родился 25 июня 1935 года в г. Одесса. Окончил Одесский железнодорожный техникум. Подростком попал в дом Блещунова. Заниматься альпинизмом начал в 1952 году под руководством Александра Владимировича. Из воспоминаний Кавуненко: «Блещунов для нас был царь и бог. Он изменил и сделал не только мою судьбу, но и судьбы очень многих ребят.

Свою послевоенную жизнь он посвятил воспитанию молодых альпинистов. Блещунов находил ребят на вокзалах, в подворотнях, в ремеслухах.

На майские и ноябрьские праздники он всегда вывозил человек 100–150 на Южный Буг — там прекрасные скалы. Новички получали первые навыки, и скалолазание развивалось как спорт.

Он возил в горы Средней Азии ежегодно человек по тридцать, и обратно мы обязательно ездили через Фергану, Ташкент, Красноводск, Баку, Ереван, прокручивая там все музеи. Мы тогда не понимали, зачем нам это нужно.

1971 год. В кругу друзей на тренировке в Царицыно.
Фото из архива Владимира Кавуненко

Но я столько узнал за эти поездки, что по сей день всё помню».

В детстве в военной Одессе, мечтал стать летчиком.

Третий разряд закрыл в Домбае в 1953 году.
"Если альпинизм мешает тебе работать, брось работу" - что и сделал Кавуненко, став профессионалом альпинизма.

В 1954 г. Кавуненко окончил школу инструкторов.

С 1959 года стал профессионалом - спасателем, начав работать на контрольно-спасательном пункте в Домбае.

Работал на КСП Домбая с Кропфом Ф.А.- первым, кто заложил КСП в Домбае.
Маркировка основных троп, переправ, опасных участков - в том числе и труд Кавуненко.
С этого времени вся его жизнь связана со спасательными службами любого горного района, где он побывал.

В 1960 году переезжает в Москву.
Он представитель поколения спасателей, создавших и совершенствовавших отечественную спасательную службу.
До Ленинаканского землетрясения в 1988 году профессиональной спасательной службы в СССР не было.
Тогда, находясь в Армении, альпинисты-спасатели во главе с Кавуненко поняли, что стране нужна государственная спасательная служба.

1985 год. Друзья: Григорий Петрашко, Борис Студенин, Владимир Кавуненко на ГСБ «Чимбулак», г.Алма - Ата, Казахстан.
Фото из архива Бориса Студенина

Именно Кавуненко, работая в Управлении альпинизма ВС ДСО профсоюзов в 1990 году, стал одним из лидеров группы, которая подготовила материалы по созданию «Российского корпуса спасателей».
В апреле 1991 года состоялся первый съезд РКС.

Так родилось МЧС России. И фамилия Кавуненко неотделима от его создания.

Когда в России было учреждено почётное звание «Заслуженный спасатель России», первым этого звания был удостоен ученик Блещунова, Владимир Кавуненко.

Именно опыт Блещунова по безаварийному обеспечению альпинистских сборов, экспедиций, восхождений помог Кавуненко в его трудной и героической работе.

Владимир Кавуненко в горах.
Фото из архива семьи Кавуненко
- 1960 год мастер спорта СССР по альпинизму.
- 1965 год почетный мастер спорта СССР по альпинизму.
- 1968 год мастер спорта международного класса СССР по альпинизму.
- 1973 год «Почетный спасатель СССР».
- 1987 год заслуженный тренер РСФСР по альпинизму. В качестве тренера он подготовил 48 мастеров спорта СССР по альпинизму.
- 1960-1987 г.г. старший тренер по альпинизму Московского городского совета ДСО «Спартак».
- 1987-1991 г.г. заместитель начальника Управления альпинизма Всесоюзного Совета ДСО профсоюзов.
- 1992 год председатель Исполкома Ассоциации спасательных формирований Российской Федерации. Заместитель председателя совета ветеранов альпинизма России, председатель совета ветеранов альпинизма Домбая.
- 1992 год организовал совместное восхождение трех поколений альпинистов одновременно с немецкой стороной на п. Эльбрус.
- 1995 год совершил прыжок с парашютом на Северный полюс.
- 1997 год кавалер альпинистского ордена «Эдельвейс» 1-ой степени.
- 1999 год «Заслуженный спасатель России».
- Совершил 18 восхождений 6 к.тр. и 48 восхождений 5 к.тр., из них 22 первовосхождения и 28 первопрохождений.
- Инструктор альпинизма 1 категории. Работал в альпинистских лагерях более 80 смен из них 8 сезонов – начальником учебной части альплагеря «Алай».
- Руководил 18 альпинистскими экспедициями (Алтай, Памир, Тянь-Шань, Анды, Африка).
- 27 лет являлся старшим тренером по альпинизму в ДСО «Спартак», команда 38 раз становилась чемпионом и призером чемпионатов СССР, города Москва и первенств ЦС ДСО «Спартак» (руководство и личное участие).
- Совершил несколько восхождений на семитысячники, хотя норматив "Снежного барса" не завершил.
Награжден:
- 1970 год за участие в поисково-спасательных работах во время сильнейшего землетрясения в Перу, почётный орден «За выдающиеся заслуги перед республикой Перу» - степени Командор и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.
- 1985 год за многократное участие в поисково-спасательных работах в СССР и за рубежом орденом «Знак Почета».
- 1988 год за руководство и личное участие в поисково-спасательных работах при землетрясении в Армении орденом «Дружба народов».

Владимир Кавуненко беседует.
Фото из архива семьи Кавуненко
Штрихи к биографии:
- Выжил после удара шаровой молнии в Узунколе.
- Снимался в советско-итальянском фильме "Красная палатка".
- В Болгарии среди фаворитов альпинизма впервые от СССР сделали с Михаилом Хергиани несколько «шестерок» на скалах.
- Работая в «Спартаке» начальником Управления альпинизма - включал Юрия Визбора в состав альпинистских экспедиций.
Песня «Непогода в горах» написана Визбором как раз в ту ночь, когда после прохождения вершины «Трапеция» в Узунколе из-за тумана пришлось остаться на ночевку. Ночью шаровая молния прошла через палатку, Владимир и еще двое альпинистов получили ожоги 3-й степени.

Легенда российского альпинизма Владимир Кавуненко травмирован на Алтае.

РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ, 30 июля 2007, 18:05 — REGNUM.
Как ранее сообщалось, 29 июля в Горном Алтае в результате падения с ледника получил серьезную черепно-мозговую травму мастер спорта международного класса, заслуженный спасатель Российской Федерации Владимир Кавуненко.
ЧП произошло в ходе проведения альпинистских сборов в урочище Кучерла в районе ледника Мюшту-Айры в районе горы Белуха. В настоящее время осуществляется транспортировка раненого вертолетом в больницу Горно-Алтайска.

Кавуненко Владимир Дмитриевич:

«Очень важно, чтобы в вашем первом походе был такой коллектив, который бы никогда вы не забыли.
Чтобы это были хорошие, нормальные люди, приятные и симпатичные вам. И чтобы вам соответствовали и погода, и настроение. Но главное – вернуться без царапины.
И с удовольствием.
Успехов!»

Владимир Кавуненко - эпоха в альпинизме, жизненных впечатлений – на целую книгу - «Как будут без нас одиноки вершины»