Автор: Анатолий Джулий, Москва

Памирское фирновое плато (ПФП) (Большое памирское плато – БПП).
Краткий обзор туристских первопрохождений через ПФП

Составлено поматериалам, предоставленным
Н. Синявским, Н. Степановым, а также сведениями
из интернета, в частности замечательным обзором
И. Степанова «35 первопрохождений на пик Коммунизма».

Занимаясь внесением исправлений и дополнений в перечень перевалов по району Памира, я невольно занимался и проверкой части информации по прохождению тех или иных перевалов районов, которые в целом достаточно хорошо знаю и более полное изучение которых мне интересно. Одно из таких замечательных мест – Памирское фирновое плато (в других источниках – Большое памирское плато), сокращенно ПФП или БПП.

Пытаясь привести классификацию к некоторому однообразию, обратил внимание, что перевалы через ПФП у нас обозначены в перечне перевалов по-разному: под названием ПФП включены переходы с лед. Вальтера на Фортамбек, или с двух последних на лед. Беляева. Переходы же в сторону лед. Бивачный имеют свои названия – перевал Кирова С. М. между п. Хохлова и Коммунизма и т. п. Данные различия заставили меня снова погрузиться в мир отчетов о походах, который, благодаря известному электронному ресурсу, теперь достаточно доступный. Оказалось, что все первопроходцы давали свои предложения по названиям пройденных через ПФП вариантов. Дополнительную информацию по орфографии прохождений через ПФП мне предоставили Синявский Н., Степанов Н., за что им огромное спасибо. В результате данная информация плавно превратилась в статью-обзор, которая, возможно, окажется полезной для туристов. Также надеюсь, что изложенная здесь информация подтолкнет людей, имеющих изменения/дополнения к данному материалу, к комментариям, дополнительным сведениям по прохождениям через ПФП и совместными усилиями получится создать полноценную историческую справку по прохождению горных туристов через ПФП.

Очевидно, что слово «первопрохождение» к маршрутам, раннее пройденным альпинистами, не совсем правильное. Поэтому в рамках данного обзора буду пользоваться фразой «туристское первопрохождение», которое, очевидно, имеет право на жизнь именно в смысле полноценного (сквозного) перехода через ПФП в рамках туристского маршрута. Большинство имеющихся вариантов выхода на плато альпинистами изложены в замечательном обзоре МС СССР по альпинизму Игоря Степанова, который можно посмотреть, например, здесь:

• 39 Первопрохождений на пик Коммунизма
  • Попробую коротко остановиться на моментах освоения ПФП. Зная немного историю освоения Памира из различных источников, я почему-то предполагал, что узел п. Корженевской-Коммунизма, и в частности ПФП, после 1928-го года активно осваивался. Но оказалось, что лишь во время экспедиции 1936 года на пик Ленина (нач. Л.Бархаш) двое альпинистов – Кизель В.А. и Гусак Н.А. – были «откомандированы» на разведку выходов на ПФП. Они поднялись на плато с ледника Вальтера по ребру, впоследствии получившим название «ребро Бородкина» – очевидно, это был первый выход на плато. Спустившись по пути подъема, они разведали еще один выход на плато из верховьев Фортамбека – ребро Буревестника (см. В. Кизель. Горы зовут. Записки альпиниста. –М.: Локис, 2005).

Затем был большой перерыв, в т.ч. связанный с Великой Отечественной войной, и со стороны ледников Фортамбек-Вальтера выходы на плато были забыты до конца 60-х.

Следующий выход на ПФП состоялся лишь в 1957 году: К. Кузьмин – с лед. Беляева через п. 6189 м, который они назвали п. Куйбышева. С чем связан такой выбор – с юга, с длинными подъездами/подходами? Очевидно, с транспортной доступностью, т.е. с какой-то реальной возможностью доставить большой объем грузов для достаточно большой альпинистской экспедиции на машинах, лошадях и т.п. Читая дневники Кирилла Кузьмина (да и других известных спортсменов и исследователей славного прошлого), поражаешься – из 2-х с лишним месяцев экспедиции более месяца – это подходы… Район Фортамбек-Вальтера снова активно осваивается лишь с началом полетов вертолетов…

Итак, первый массовый подъем на ПФП с целью восхождений состоялся 14-15 августа 1957 года в экспедиции К. Кузьмина. В рамках этой экспедиции с плато были совершены восхождения на п. Коммунизма, п. Ленинград и п. Кирова. Возвращалась экспедиция по пути подъема – т.е. через п. Куйбышева. Кстати, меня сильно удивило отсутствие маршрута К. Кузьмина на п. Коммунизма через п. Куйбышева в классификаторе вершин – событие было весьма значимое и было чистым первопрохождением. В том числе был впервые пройден участок, впоследствии ставший «классическим» – с плато через п. Душанбе.

И, судя по всему, до конца 60-х на плато больше никто не поднимался и не спускался, хотя сверху и просматривали – восхождения в те годы совершались на многие окружающие вершины – Корженевской, Четырех, Ахмади Дониш, Известий, Коммунизма… Тот же К. Кузьмин в экспедиции 1959 года (первое прохождение по сути ю-з стены п. Коммунизма – по самому ее краю) спускался по пути грузинской команды 1955 (на плато Правды и далее по грузинскому кулуару), а на траверсе Ленинград-Абалакова в том же году на плато они не спускались.

И лишь в конце 60-х были «распечатаны» новые маршруты на ПФП (и естественно, на доступные с ПФП вершины) – в 1967 году пройдено ребро «Буревестника» командой московского «Буревестника», в 1968-м году Ю. Бородкин проходит с лед. Вальтера «ребро Бородкина» (первопроходцы – Кизель, Гусак, 1936 г.) – таким образом «распечатаны» выходы на ПФП со всех сторон, и появляется возможность сквозного прохождения через плато по уже исследованным маршрутам. Предполагаю, что первое сквозное прохождение через плато совершил В. Божуков с командой – траверс Коммунизма-Ахмади Дониш со стартом по ребру Буревестника и далее по плато на Коммунизма-Хохлова-Известий-Ахмади Дониш, 1968 год. Спуск – по контрфорсу севернее п. К. Цеткин на лед. Москвина.

В 1970 году альпинистами совершено очередное сквозное прохождение через плато – Б. Ефимов, траверс с лед. Гармо через п. Ленинград с выходом на п. Коммунизма. Спускались они, скорей всего, по одному из ребер – Бородкина или Буревестника. В классификаторе этого маршрута также нет, но это и понятно – во-первых, это не совсем первопрохождение, так как п. Ленинград, очевидно, был пройден вариантами К. Кузьмина – подъем по пути траверса Ленинград-Абалакова 1959 года, спуск на плато – по маршруту с плато на п. Ленинград 1957 года. Далее через п. Душанбе на п. Коммунизма – также пройденный вариант К. Кузьминым в 1957 г., ну и там ЧП – не доходя до вершины, умирает участник.

Затем с ледника Фортамбек было пройдено на плато еще два варианта – в 1971 году по контрфорсу справа от лед. Трамплинный (Гетман), и вариант по ребру Буревестника – по схеме это фактически самый правый (орографически – левый) контрфорс п. Парашютистов (1980 г., Хацкевич).

Интересно, что в составе команды Фреда Туника («Спартак» Ленинградской обл.) на п. Коммунизма в 1972 году по ребру Буревестника ходили двое питерских туристов – И. Бритаров и Ю. Станкевич. Четверо из команды поднялись на п. Коммунизма, а на спуске Бритаров И. и Круглов Е. вдвоем подключились к спасработам по транспортировке погибших уфимских альпинистов (двое улетели с полки между п. Душанбе и п. Коммунизма – на плато). Ближайшим был спуск по маршруту Гетмана, и фактически они прошли еще один вариант через ПФП – ребро Буревестника – м-т Гетмана (спасработы). Хотя очевидно, что считать это полноценным прохождением не стоит.

Ребро Бородкина. Пики Хохлова, Сомони (Коммунизма), Душанбе, Куйбышева

С ледника Вальтера на плато альпинистами было пройдено еще несколько новых вариантов: м-т Черного (Коммунизма по Черному) – 1976, м-т Федорова – 1990, Беззубкина – 1971, Чочиа – 1988, совершенно сумасшедшая линия чехов правее м-та Чочиа). Фактически эти варианты относятся к категории «неповторимых» – лезть это в качестве первопрохождения замечательно, а повторить – ну, похожую «проблему» можно выбрать по соседству или в другом районе, но еще никем не пройденную… А «чайникам» на таких маршрутах делать нечего…

Собственно, частично из этих пройденных альпинистами вариантов выхода на ПФП впоследствии и складывались туристские варианты прохождения, сделанные в рамках больших автономных походов.

По совокупности собранной информации получились следующие варианты по классификации выходов на ПФП в горном туризме:

1. ПФП Буревестник 3А* лед. Фортамбек - ПФП впервые пройден альпинистами (1967 г., рук. В. Глухов). Туристское первопрохождение, Берзиньш Г., Рига, 1977 г. На мой взгляд, туристское первопрохождение для данного маршрута особого смысла не имеет.

Ребро Буревестника. Слева на право: п. Куйбышева, Ленинград, Абалакова, перевал Москва (Бородино)

2. ПФП Бородкина 3А лед. Вальтера - ПФП – впервые пройден альпинистами (1936 г., Кизель В. А., Гусак Н. А., повторно - 1968 г., Ю. Бородкин). Туристское первопрохождение Синявский Н. М., Москва, 1980 г. На мой взгляд, туристское первопрохождение для данного маршрута особого смысла не имеет. Очевидно, это самый простой маршрут выхода на плато.

Ребро Бородкина. Слева – п. Хохлова, п. Коммунизма

3. ПФП Москва 3Б лед. Гандо – ПФП. Между п. Абалакова и п. Бородино, через п. Абалакова. Пройден единственный раз Степановым Н. Р., Москва, 1981 г., первопрохождение (пройден с ЧП – на спуске с п. Абалакова на плато). Прохождения альпинистами вариантов с п. Абалакова, Ленинград: траверс К. Кузьмин 1959 г., подъем на п.Ленинград с лед. Беляева, далее траверс с первовосхождением на п. Абалакова, спуск на седловину Москва и далее по лед. Гандо.

4. ПФП Хохлова 3Б лед. Беляева – ПФП. Туристское первопрохождение, очевидно, Ганопольский В. И., Минск, 1978 г. Западнее п. Крошка, на спуск. Второе прохождение – Синявский Н. М., Москва, 1980, также на спуск. На подъем не пройден. Данные по альпинистским прохождениям отсутствуют.

Хребет Петра первого. Пики Москва, Абалакова, Ленинград, Крошка. У п. Крошка – перевалы Хохлова (левее), 60 лет ВЛКСМ (правее)

5. ПФП 60 лет ВЛКСМ 3Б лед. Беляева - ПФП Туристское первопрохождение Сафронов А. Н., Ростов-на-Дону 1978 г., на подъем. Восточнее п. Крошка. Из всех переходов через ПФП с юга пройден большее количество раз, и на подъем, и на спуск. Данные по альпинистским прохождениям отсутствуют.

П. Крошка (в центре, на фоне хр. Петра I) – справа ледовый склон – пер. ПФП 60 лет ВЛКСМ, слева – пер. ПФП Хохлова. Правый пик – п. Куйбышева (пер. ПФП Куйбышева), за ним – седловина Латвия

6. ПФП Латвия 3Б лед. Беляева – ПФП. Туристское первопрохождение Берзиньш Г., Рига, 1977 г. (Пройден с ЧП). На подъем не пройден. Данные по альпинистским прохождениям отсутствуют.

7. ПФП Куйбышева 3Б* лед. Беляева – ПФП. Впервые пройден альпинистами (1957 г., рук. К. Кузьмин). Туристское первопрохождение Синявский Н. М., Москва, 1978 г., на спуск – Рогуленко В. И., Москва, 1980 г.

Хребет Петра первого. Пики Крошка, Куйбышева, Коммунизма. У п. Крошка – перевалы Хохлова (левее), 60 лет ВЛКСМ (правее). Самая низкая седловина – перевал Латвия. Еще правее через п. Куйбышева – пер. Куйбышева

8. ПФП Коммунизма 3Б* лед. МГУ (Бивачный) – ПФП Туристское первопрохождение, очевидно, Юдин В. А., Новосибирск, 1989 г. 10 дней, на спуск, в обратном направлении – Будников В. Я., Томск, 1990 г. П/п этого маршрута на п. Коммунизма – Тамм Е., 1961 г., а часть м-та от Плато Правды до п. Коммунизма – Кахиани И. 1955 г. (с лед. Беляева).

П. Коммунизма. Перевалы ПФП Коммунизма (левый гребень) и ПФП Горбунова (ребро Абалакова – в средней части снимка). Справа – край седловины пер. ПФП Кирова

9. ПФП Горбунова 3Б* лед. Орджоникидзе - ПФП п/п Фомичев С. А., Степанов Н. Р. Москва, 1988 г., второе прохождение – Романенков С. А., Москва, 2014 г., оба раза на спуск. Прохождение составлено из фрагментов, ранее пройденных альпинистами. Подъемы туристских прохождений разные: С. А. Фомичев – в лоб на седловину пер. Кирова и далее вверх по гребню до ребра Абалакова, С. А. Романенков – по классике через п. Душанбе. Да, маршрут спуска – это линия первовосхождения на п. Коммунизма Е. Абалакова.

10. ПФП С. М. Кирова 3Б* лед. Орджоникидзе - ПФП п/п Крюковский А. А., Ленинград, 10.08.1980 г. на спуск, на подъем с лед. Орджоникидзе – Майоров А. С., Одесса, 1988 г. Данные по альпинистским прохождениям отсутствуют.

Перевал ПФП С. М. Кирова и п. Хохлова с плато ПФП (седловина над ПФП, правый край фото). Участок траверса п. Известий (слева от п. Хохлова) – п. Хохлова м-та через пер. ПФП Известий

11. ПФП Известий 3Б* лед. Орджоникидзе – ПФП. Попытки: Волков Н. Н., Москва 1981 г. (пройден с ЧП), Сметанин С., Челябинск, 1990 г. (примерно до п. Пионерской правды). Часть м-та пройдена альпинистами (до п. Известий Эльчибеков, 1964 г.), траверс Хохлова-Известий – Божуков В. М. 1968 г. (в рамках траверса Коммунизма – Ахмади Дониш).

Хр. Академии наук, вид с востока. Слева на право: п. Правды, п. Коммунизма (перевалы ПФП Коммунизма и ПФП Горбунова), п. Хохлова (маленький скальный, кулуар слева от него – пер. ПФП С. М. Кирова), п. Известий (пер. ПФП Известий), п. Клары Цеткин, Ахмади Дониш (Калинина), п. Ворошилова. Дальше виден п. Корженевской и правее – вершины в р-не ледника М. Танымас)
    Если перечисленные варианты оценить в плане туристских первопрохождений, предполагающих сквозное прохождение через ПФП в рамках горного похода, получается следующее (в скобках указываю пройденное по номерам, перечисленным выше):

1. Перевал ПФП Латвия 3Б (1+6) – первое известное сквозное прохождение туристов через ПФП – группа Гюнтиса Берзиньша, Рига, 1977 г., лед. Фортамбек – ребро Буревестника – ПФП – пер. Латвия – лед. Беляева. Практически низшая точка с плато ПФП между п. Крошка и Куйбышева. Точные сроки и нитка маршрута неизвестны, так как отчета нет. В конце спуска на ледник Беляева произошло ЧП. Пройден 1 раз.
    2. Перевал ПФП 60 лет ВЛКСМ 3Б (5+1). Сафронов А., Ростов-на-Дону, лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ – ПФП – ребро Буревестника. Восточнее п. Крошка. 7-12.08.1978 г.
    Пройденный маршрут: лед. РГО – пер. Арчевый 1Б – пер. Кавголовский 2Б – пер. Сюрприз 3А – лед. Федченко – пер. Большой Фонтан 3Б – лед. Бивачный – пер. Россия 3Б пп – лед. Беляева – пер. ПФП 60 лет ВЛКСМ 3Б пп – лед. Фортамбек – пол. Сулоева – пос. Джиргиталь.
    3. Перевал ПФП Хохлова 3Б (1+4). Ганопольский В., Минск, лед. Фортамбек – ребро Буревестника– ПФП – пер. Хохлова– лед. Беляева. Западнее п. Крошка. 7-12 августа 1978 г. Пройден дважды, на спуск.
    Пройденный маршрут: киш. Мук – пер. Шагазы 2Б – пер. Шини-Бини 3Б – лед. Фортамбек – пер. ПФП Хохлова 3Б пп – лед. Беляева – лед. Шокальского – пер. Шокальского 3Б – лед. РГО – пер.Кашалаяк 2А – лед. Федченко – пер. Шумный 2Б – пос. Хрустальный.
    4. Перевал ПФП Куйбышева 3Б* (7+1). Синявский Н., Москва, лед. Беляева – п. Куйбышева – ПФП – ребро Буревестника. По южному гребню п. Куйбышева (по маршруту К. Кузьмина 1957 г.). 26.08-3.09.1978 г.
    Пройденный маршрут: пос. Пой-Мазар – пер. Пулковский 1 1Б – пер. В. Егорова 2А – пер. МКТ-Беседина 3А – лед. Дорофеева – рад. п. Шмита, п. Шокальского – пер. 30 лет Победы 3Б – лед. Липского – лед. Беляева – пер. ПФП Куйбышева 3Б* - лед. Фортамбек – пер. Курай-Шапак 2А – пер. Белькандоу – пос. Ляхш
    5. Перевал ПФП С. М. Кирова 3Б* (2+10). Крюковский А., Ленинград, лед. Вальтера – ребро Бородкина– ПФП – пер. С. М. Кирова – лед. Орджоникидзе. Через седловину между п. Хохлова и п. Коммунизма. 11 дней. 3-13.08.1980 г. Пройден дважды.
    Пройденный маршрут: пос. Джиргиталь – поляна Сулоева – пер. Турамыс 2 2Б – пер. Шапак 3А – пер. Наблюдений 3А – лед. Сугран – пер. Адмиралтейский 3Б пп – поляна Сулоева – пер. ПФП С. М. Кирова 3Б* пп – лед. Орджоникидзе – лед. Федченко – пер. Кашалаяк 2А – р. Ванч
    6. Перевал ПФП Известий 3Б* (11+2). Волков Н., Москва, лед. Орджоникидзе – п. Известий – ПФП – ребро Бородкина – лед. Вальтера. Траверс через п. Известий-Хохлова. 8-23.08.1981 г. Отчета нет. (Произошло ЧП на траверсе п. Хохлова).
    Пройденный маршрут (со спасработами): пос. Пой-Мазар – пер. Пулковский 1 1Б – пер. В. Егорова 2А – лед. Беляева – пер. Россия 3Б* - лед. Бивачный – лед. Орджоникидзе – пер. ПФП Известий 3Б* - лед. Вальтера – пол. Москвина.
    7. Перевал ПФП Москва 3Б* (3+1). Степанов Н., Москва. лед. Гандо – пер. Москва – ПФП – ребро Буревестника – лед. Фортамбек. Траверс на ПФП с седловины между п. Бородино и п. Абалакова, через п. Абалакова. 1981 г. Отчета нет. (Произошло ЧП на спуске на ПФП с п. Абалакова).
    Пройденный маршрут (со спасработами): пос. Хрустальный – лед. РГО – пер. Размирович 2А – лед. Федченко – пер. Кашалаяк 2А – лед. РГО – пер. Дарвазский кругозор (рад., попытка спуска) – пер. Дарвазский 3Б – лед. Шокальского – лед. Липского – пер. Гандо 3Б – лед. Гандо – пер. ПФП Москва 3Б* пп – ребро Буревестника – лед. Фортамбек – пол. Сулоева.
    8. Перевал Горбунова 3Б* (2+9). Фомичев С., Москва, лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – пер. Горбунова – лед. Орджоникидзе. В сев. плече п. Коммунизма, спуск по ребру Абалакова. 8 дней. 14-21.08.1988 г. Отчета нет.
    Пройденный маршрут: пос. Ляхш – пер. Белькандоу – лед. Сугран –лед. Шини-Бини – пер. Шапак 2Б - лед. Фортамбек – лед. Москвина – рад. п. Четырех – рад. п. Корженевской 7105 3Б – лед. Вальтера – ребро Бородкина – пер. ПФП Горбунова 3Б* пп+рад. п. Коммунизма – ребро Абалакова – лед. Орджоникидзе – лед. Бивачный – лед. Федченко – пер. Кашалаяк 2А – лед. РГО.
    9. Перевал ПФП Коммунизма 3Б* (2+8). Юдин В. Новосибирск, траверс лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – п. Коммунизма – плато Правды – лед. Бивачный. Траверс через п. Коммунизма. 29.07-7.08.1989 г.
    Пройденный маршрут: пос. Джиргиталь – пер. Белькандоу – пер. Шапак 2Б – лед. Фортамбек – лед. Е. Корженевской – траверс п. Е. Корженевской 3Б* - лед. Москвина – пер. ПФП Коммунизма 3Б* - лед. Бивачный – лед. Федченко – пер. Кашалаяк 2А – р. Ванч.
    Кроме этого пройден в походах и вариант с лед. Вальтера на лед. Фортамбек (ребро Бородкина – ребро Буревестника), который вряд ли стоит рассматривать в качестве какого-то туристского первопрохождения, но несомненно следует рассматривать 10-м вариантом пересечения ПФП:
    10. Перевал ПФП Бородкина-Буревестник 3Б (1+2). лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – ребро Буревестника – лед. Фортамбек.
    В результате за всю историю туризма через ПФП в рамках горных походов было пройдено 10 вариантов маршрутов. Очевидно, 9 из них имеют право называться туристскими первопрохождениями. При этом часть из них (три шт.) пройдены лишь один раз, с ЧП, а еще часть – только на спуск по определяющей стороне.

По годам туристские первопрохождения через ПФП распределились следующим образом:
    1977 г. – пер. Латвия (1+6)
    1978 г. – пер. 60 лет ВЛКСМ (5+1), пер. Хохлова (1+4), пер. Куйбышева (7+1)
    1980 г. – пер. С. М. Кирова (2+10)
    1981 г. – пер. Известий (11+2), пер. Москва (3+1)
    1988 г. – пер. Горбунова (2+9)
    1989 г. – пер. Коммунизма (2+8)

Прохождения туристских групп через ПФП в рамках спортивных походов с 1977 г. по собранной информации:

1977 г.
    1. Берзиньш Г., Рига. Лед. Фортамбек – ребро Буревестника – ПФП – пер. Латвия – лед. Беляева.
    1978 г.
    1. Синявский Н., Москва. лед. Беляева – п. Куйбышева – ПФП – ребро Буревестника 26.08-3.09.1978 г.
    2. Сафронов А., Ростов-на-Дону. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (восточнее п. Крошка) – ПФП – ребро Буревестника 7-12.08.1978 г.
    3. Ганопольский В., Минск. лед. Фортамбек – ребро Буревестника – пер. Хохлова (западнее п. Крошка) – лед. Беляева. 7-12 августа 1978 г.
    1980 г.
    1. Крюковский А., Ленинград. лед. Вальтера – ребро Бородкина– ПФП – пер. С. М. Кирова –Лед. Орджоникидзе. 11дней. 3-13.08.1980 г.
    2. Рогуленко В., Москва (Московская обл.) ребро Бородкина – ПФП – п. Куйбышева – лед. Беляева. 10-17.08.1980 г.
    3. Синявский Н., Москва. Лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – пер. Хохлова – лед. Беляева 10-18.08.1980 г., 2-е прохождение. С заходом на п. Хохлова (установка мемориальной таблички).
    1981 г.
    1. Борискин В., Харьков. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (Крошка В.) – ПФП – ребро Буревестника
    2. Волков Н., Москва. лед. Орджоникидзе – п. Известий – ПФП– ребро Бородкина – лед. Вальтера.
    3. Степанов Н., Москва. лед. Гандо – пер. Москва – ПФП – ребро Буревестника – лед. Фортамбек.
    1985 г.
    4. Ковченко В., Москва. Буревестник – Бородкина
    1987 г.
    1. Карпов Б.Г., Ташкент. Буревестник – Бородкина.
    2. Фомичев С., Москва. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (Крошка В.) – ПФП – ребро Буревестника
    3. Кирсис Т., Рига. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (Крошка В.) – ПФП – ребро Буревестника
    4. Корнаухов В. П., Кострома. ребро Бородкина – ПФП –ребро Буревестника
    5. Викторов В., Ленинград. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (Крошка В.) – ПФП –ребро Бородкина
    6. Плетнев, Новосибирск. лед. Беляева – пер. 60 лет ВЛКСМ (Крошка В.) – ПФП –ребро Буревестника
    1988 г.
    1. Кобылянский В. И. Ростов-на-Дону, лед. Фортамбек – лед. Беляева. По ребру п. Крошка З. (60 лет ВЛКСМ). 5 дней.
    2. Майоров А., Одесса. Лед. Орджоникидзе – пер. С. М. Кирова– ПФП – ребро Бородкина – лед. Вальтера. Второе прохождение и первое в обратном направлении. 7 дней.
    3. Фомичев С., Москва, лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – пер. Горбунова – лед. Орджоникидзе
    1989 г.
    Группа Деянова Р. (п. Коммунизма)
    1. Юдин В. Новосибирск, траверс лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – п. Коммунизма – плато Правды – лед. Бивачный
    1991 г.
    1. Будников В., Томск. Траверс лед. Бивачный – плато Правды – п. Коммунизма – ПФП – ребро Бородкина –лед. Вальтера
    2. Макаров В., Тула Ребро Бородкина – ребро Буревестника
    2004 г.
    1. Сальников Г., Новосибирск лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – ребро Буревестника – лед. Фортамбек. Рад. п. Коммунизма.
    2014 г.
    1. Романенков С., Москва. лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – пер. Горбунова – ребро Абалакова – лед. Орджоникидзе. С заходом на п. Коммунизма.
    2015 г.
    1. Мартынов В., Московская обл. Лед. Вальтера – ребро Бородкина – ПФП – пер. ПФП 60 лет ВЛКСМ – лед. Беляева.
    2. Келин А., Киев. Лед. Бивачный – пер. ПФП Коммунизма – ПФП – ребро Бородкина.
    Очевидно, следует исходить из того, что это не весь перечень туристских прохождений через ПФП. Но, вероятно, большая их часть. Не знаю, как заценить неизвестное. Возможно, будет появляться дополнительная информация, которую можно будет добавить в данный обзор.

Из собранной информации, учитывая отсутствие полных сведений, особенно по прохождениям простейшего варианта ПФП – ребро Бородкина – ребро Буревестника, можно составить статистику прохождений:

1. Ребро Бородкина – ребро Буревестника. Наиболее часто посещаемый туристами вариант, в том числе в связи с тем, что он был классифицирован 3А* к. тр. и, следовательно, проходился в маршрутах 5 к.с. На сегодняшний день, ввиду отсутствия перил (троса) на ребре Буревестника, очевидно правильнее будет и этот вариант ПФП классифицировать 3Б.
    2. Пер. 60 лет ВЛКСМ. Как ни странно, именно этот вариант был пройден чаще всего, причем в обоих направлениях.
    Все остальные варианты перехода через ПФП пройдены не более 1-2 раз, то есть относятся к редко посещаемым маршрутам.

ПФП с п. Корженевской. Внизу – лед. Москвина, лед. Вальтера. Слева направо: п. Известий, п. Хохлова, п. Коммунизма, п. Душанбе, п. Куйбышева. На переднем плане – плато, ребро Бородкина, п. Кирова

После 1990 г. туристские группы, посещающие район ПФП, совершали в основном радиальные выходы. В частности, можно отметить ряд имеющихся отчетов:

1996 г.
    1. Смирнов Д. Г. рад. ребро Бородкина.
    2004 г.
    1. Рыкалов П., Москва, рад. п. Коммунизма через ребро Бородкина.
    2006 г.
    1. Соколовский Ф., Москва, рад. ребро Бородкина.
    2009 г.
    1. Лебедев А., Москва, радиально п. Коммунизма по Тамму с лед. Бивачный.
    Кроме того, известно несколько выходов на ПФП туристами до и после 1977 года, не связанными с пересечением ПФП:
    - уже описанный ранее выход Бритаров-Станкевич в 1972 г
    - группа под руководством Юдина Л., Москва (рад. на п. Коммунизма) в 1973 г
    - группа под руководством Степанова Н. (рад. п. Коммунизма) в 1984 г.
    - 1987 г. – группа Беднова Б.
    - 1988 г. – группа Ефимова А., группа Балабанова И., группа Долгополова Ю. Причем Долгополов вроде бы поднимался с лед. Гармо, так что не исключено, что его группа также прошла какой-то из вариантов через ПФП (отчета нет)
    - 1991 г. – группа Сергеева В. (п. Коммунизма), Чечина С. (п. Коммунизма).
    Большая часть этих выходов фактически не являлась именно походом, а была организованным мероприятием для подъема на п. Корженевской, Коммунизма.

Фактически с 1990 г. ситуация такова – полноценное прохождение через ПФП совершено всего несколько раз – группой Г. Сальникова в 2004-м году, группой С. Романенкова в 2014-м году. Возможно мной упущено какое-то количество прохождений в виду отсутствия информации. Еще два прохождения через ПФП совершены в этом (2015) году, информация о них появилась только недавно.

Вывод прост – пересечение ПФП, даже по простейшему варианту ребро Бородкина – ребро Буревестника, относится к препятствиям высшей сложности в туризме, весьма затратным по времени – для прохождения самого простого варианта требуется не менее 4 дней, а более сложных на лед. Беляева или в бассейн лед. Бивачного – не менее 5-8 дней. А некоторые варианты – и того больше. Вряд ли следует ожидать каких-то новых вариантов прохождения через ПФП. Большинство из них – относительно безопасных – уже все равно пройдены альпинистами, и поэтому по большому счету не интересны. Для меня возможным вариантом с элементами первопрохождения остается, пожалуй, привлекательным один маршрут – подъем по ребру с лед. Москвина на хр. Академии наук южнее п. Ахмади Дониш и далее траверс через п. Коммунизма со спуском по Тамму на Бивачный, или с плато Правды по ребру п. Россия на лед. Беляева. Или тоже самое, но в обратном порядке. Можно придумать еще какой-нибудь вариант. Все они, эти частично новые варианты, чрезвычайно трудоемкие, в том числе и технически весьма непростые. Остается также не пройденным туристами/альпинистами весьма интересный вариант с лед. Липского через п. Абалакова, который при выходе на ПФП частично повторяет вариант, пройденный Никитой Степановым в 1981-м году. К. Кузьмин пытался пройти к п. Ленинград с лед. Липского, но им там не понравилось, в итоге полезли с Беляева (1957 г.). Весьма интересным может оказаться и траверс с пер. Гандо через пик Абалакова на ПФП. Надеюсь, в будущем кто-то что-то из этого пройдет.

А. Джулий, 2015 г.

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

Фанские горы – глазами руководителя

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания

Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане

Восхождение на пик Кашкар, 6435 м

Вторая экспедиция в "затерянный мир"

Лавина

Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца

Стратегия и тактика горных походов

История одного ЧП

Москва. Подготовка кадров

Ледопад

Валера Хрищатый

Пик Гармо, 6595 м. Траверс

Фанские горы. Горный поход 6 к.с.