Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

 

 

Восхождение на пик Кашкар,6435 м


Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

Справочная информация по маршруту

Вершина (пик) Кашкар (Кошкар, Кочкар-баши) высотой 6435 м расположена в южном гребне хребта Кокшаалтау, который начинается у п. Томур (Победы) в районе “обелиска” и тянется на юг на 40-50 км.


Фото 1. Общий вид на массив Кашкар, 6435, верхняя часть траверса.

Возвышается Кашкар километрах в 20-25 южнее п. Томур, совершенно самостоятельным узлом, в связи с чем и становится весьма привлекательным объектом для восхождения, и уж тем более для первовосхождения.

Первая и единственная попытка восхождения на вершину была предпринята французами в 90 или 91 году, неудачная. Ни планируемый маршрут, ни причины неудачи нам неизвестны. Предположительно – погода, и сложность, превышающая некий средний уровень.

Да, собственно, в 2002 году нами рассматривался вариант подъема на вершину со стороны пройденного тогда перевала Плато, 5600. Но дефицит времени и жесткая непогода так и не позволили выйти в сторону вершины.

 

Выбор маршрута

Что творится у вершины с запада – мы не знали (там есть приличные стены). По информации, которой мы располагали на основании собственных материалов экспедиции 2002 года, нами рассматривались два варианта выхода на вершину – длинный (более 8 км) северный гребень вершины – как основной вариант.


Фото 7. Северный гребень в. Кашкар, высотная частьФото 7

И маршрут по “доске” (ф.1, 7) - так мы его обозвали – при дефиците времени – он более короткий и выводит на северный гребень в районе отметки 6050 м. Почему же более длинный гребень? Очень просто – одной из задач экспедиции по-прежнему является исследование района, и нам очень хотелось найти один-два несложных перевала на ледник Темирсу, куда нам так и не удалось попасть в 2002 году.

Спуск. Маршрут спуска был выбран таким образом, чтобы включить известный участок, пройденный в 2002 году – то есть перевал Плато. При этом стоит отметить, что из почти 2500-метрового спуска (2435 м – перепад по высоте до ледника) известным, т. е. пройденным, был участок с отметки 5600 до отметки 5100 м (седловина перевала Божья коровка). Остальное мы лишь видели, и то далеко не полностью.

Траверс. По сути, пройденный маршрут – довольно протяженный высотный траверс. В северном гребне вершины вполне самостоятельно возвышаются несколько вершин высотой 5550, 5620, 5650 м, и еще один “пупырь” 6050, от которого на восток как раз и уходит маршрут по “доске”. А от каждой из перечисленных вершин уходят отроги на запад. Так получилось, что проходили мы по вершине (жандарму) в день. Общая протяженность траверса – 13-14 км (это от подножия ледника под перевальным взлетом и до выхода на ровный ледник на спуске), из которых большая часть находится на высоте более 5000 м.

 

Восхождение (траверс) на в. Кашкар (Кошкар, Кочкарбаши)
по северному гребню – восточному гребню,
4Б-5А к. тр. (первовосхождение).

ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ

1. Класс высотный (траверс)

1. Паспорт восхождения
2. Подготовка к восхождению

3. График восхождения
4. Участки маршрута.
5. Описание маршрута по участкам.
6. Тактические действия команды.
7. Восхождение проходило следующим образом.
8. Анализ восхождения.
9. Фотоальбом

2. Центральный Тянь-Шань, южный отрог хр. Кокшаалтау, Китай, в 20 км южнее п. Победы (Томур).

3. Кашкар, 6435 м, по северному гребню (первовосхождение).

4. Категория трудности: 4Б-5А (ориентировочно)

5. Перепад высот: на подъеме 4600-6435 - 1835 м, на спуске 6435- 4000 – 2435 м

Протяженность – 14 км (перила – 2000 м на подъеме, 700 м на спуске), пройденные узловые вершины (жандармы) – 5550 м (12.07), 5620 м (13.07), 5650 м (14.07), 6050 м (16.07).

Протяженность участков 5 к. тр. – 300 м на подъеме, 700 м на Спуске, 4 к. тр. – ок. 7 км.

Средняя крутизна маршрута на подъеме – 25 градусов, на спуске – 40 градусов.

6. Забито крючьев:
скальных закладок ледовых/снежных
за выступы ок. 150 более 100/более 100

7. Ходовых часов команды: от подножия перевала до ровного тела ледника на спуске – 48 (подъем) + 20 (спуск) и дней: 6 (подъем)+4 (отсидки) +2 (вершина-спуск).

Кроме этого 3 дня – подход от базового лагеря под перевал, пройдено 2 ледопада, спуск с 4000 в базовый лагерь, пройден ледопад (пол дня).

Общее время выхода баз. лагерь-баз. лагерь – 16 дней

8. Ночевки: все лежачие – на карнизах, на снегу, удобные.
По высотам – 1-я – 5400 м, 2-я – 5450 м, 3-я – 5600 м, 4-5-я – 5650 м, 6-9 – 6000 м, 10 – 6350 м, 11 – 5750 м, 12 – 4000 м.

9. Руководитель: Джулий А. В. – МСМК по туризму

Участники:
Леоненко В. – МС по туризму
Лехтман Д. – МС по туризму
Михалев И. - 1 разряд
Кириенко А. – 1 разряд
Струбцов Ю. – МС по туризму

10. Тренер: Джулий Анатолий Владимирович

11. Сев. гребень - 11.07 – 21.07 2004 г.
Выход на маршрут: 11.07
Вершина: 21.07, 13 – 13-20 часов
Спуск на лед. Божья коровка 22.07, 22-30 часов

12. Турклуб "Вестра", Москва

ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ

Подготовка команды осуществлялась во время тренировок, в г. Москве. Перед восхождением с целью акклиматизации и подготовки к прохождению последующих участков горного маршрута 6-й к. с. было совершено первопрохождение перевала Кичиктерен (2А, 4700 м), совершена попытка первовосхождения на в. 5115 до высоты 5000 м (погода резко испортилась, до вершины не дошли).


Военных Топографов. Верхняя часть южного ребра

Маршрут был впервые просмотрен в 2002 году, в первой экспедиции в Китайский Тянь-Шань. В рамках этой экспедиции восхождение рассматривалось как основной этап акклиматизации к последующему прохождению южного ребра п. Военных Топографов. К сожалению, погодные условия на восхождении нарушили наши планы, и данное восхождение стало основным итогом нашей экспедиции, что, собственно, тоже не так плохо.

Погода – в начале восхождения была на удивление хорошей для этого горного района. Но потом, похоже, решила на нас отыграться. Такое ощущение, что сюда просто дотащило гималайский муссон – устойчивый восточный ветер, близкий к ураганному, и мокрый снег, непрерывным потоком падающий сверху – все это семь с половиной дней, из которых 4 дня не было никакой возможности двигаться, так как не читался даже край гребня в 3-5 метрах. Все это (т. е. 16 дней вместо 10 плановых) привело к жесткой экономии топлива и переходом на одноразовое питание фактически на 9 дней.

В ходовые дни работали 7-12 часов, рельеф в основном снежно-ледовый, движение то в кошках, то в снегоступах. Скальное снаряжение фактически не пригодилось, так как на коротких скальных участках гребня удавалось работать через выступы, и практически везде находились участки льда. Наиболее сложные участки – несколько коротких участков 4-5-й к. тр. на подъеме на первую в. 5550 м (R2, R3), участок R6 при прохождении 5620 (3 веревки), 20-30 м сн-лд стенка при выходе на 5650 (R9), 6 веревок (3 сн-лд, 3 – по ск. гребню, R13, R14) на участке 6000-6300 перед выходом на вершину, 10 веревок на спуске (R17, R19, R24). Страховка осуществлялась, в основном, на ледобурах и ледорубах, использовались скальные выступы. Для работы на траверсе использовались 3 основные веревки длиной 50 м и одна вспомогательная 8 мм веревка для сдергивания.

График восхождения


Кашкар

8.07-10.07 - подход из базового лагеря под перевал в верховьях ледника Моренный (первый правый приток ледника Чонтерен). Ледник Моренный втекает в ледник Чонтерен довольно мощным ледопадом, на прохождение которого потратили пол дня. На выходе в цирк перевала – еще один несложный ледопад;

11.07 – подъем на перевал Промежуточный (в боковом отроге), прохождение гребня до перевала Моренный (перевал 2Б на лед. Темирсу), связки, подем на в 5550 до высоты 5400 (10 простых веревок перил);

12.07 – прохождение в. 5550 м, 5,5 веревок вверх до вершины, 2,5 веревки спуск через карниз на продолжение гребня. Связки по гребню с карнизами.

13.07 – прохождение в. 5620 (ключевой участок маршрута). Три простых веревки под скалы, далее траверс по льду 45-55 градусов, ок. 100 м до перегиба с карнизом, далее влево-вверх по заснеженным скалам средней сложности и льду 80 м до макушки в. 5620. Спуск – в связках по гребню с карнизами.

14.07 – 1 сложная веревка через наддув – метров 20-30 снежно-ледовая стенка, затем связки по гребню с карнизами до в. 5650, далее траверс по узкому гребню с карнизами, крутой ледовый взлет (1 веревка), затем узкий скальный гребень (1 веревка), короткий подъем и дюльфер 25 м на очередную перемычку. Здесь бивак. С обеда снегопад, видимость временами до 100 м, и меньше. С этого момента и до 20.07 мы видели максимум 100 м гребня перед собой и сзади.

15.07 – Снег, ветер, видимость “0”. Сидим.

16.07 – Снег, ветер, видимость не более 100 м. Довольно широкий снежно-ледовый гребень с карнизами, выходами скал. Связки, местами перила. Шли 9 часов. Иногда открывается вершина.

17-19.07 – Снег, ураганный ветер, видимости нет. Иногда желтым пятном просвечивает солнце. Сидим. Сошла лавина – это на гребне. Одну палатку снесло и замуровало (3-х человек). Раскопки 2-х метрового слоя лавины заняли 5 часов. Нашли практически все. Потери – 1 лавинная лопата, пара лыжных палок. Не смертельно.

20.07 – Снег, ветер, видимость до 200 м (иногда). Подход под купол вершины, на 6350 м. Сначала месим глубокий снег в снегоступах, выходим под скальный треугольник вершины, слева от него провешиваем 3 веревки по сн-лд склону до гребня, и еще 3 по пологому скальному гребню средней трудности. Все вымотаны достаточно прилично, темп на перилах черепаший, эти 6 веревок шли 6-8- часов. В результате под куполом – бивак. Тем более, что видимость упала до “0”;

21.07 – Ночью резко похолодало, появились звезды. Утром – сильный ветер, мороз, солнце. Облачность – под нами. Подъем по простому куполу вершины (глубокий снег), потом по еще более пологому – на вершину. Выход на вершину (их как бы две, одинаковой высоты) 13-00-13-20. Спуск по южному и юго-восточному гребню на перевал Плато до высоты 5750 (разведки, поиск прохода и пр.). Участок узкого сн-лд гребня с карнизами, требующий попеременной страховки – 200 м. Скальный сброс в конце гребня – дюльфер 55 м. Бивак на пологом гребне на 5750 м.;


Спуск с перевала Плато, 5750-5200. Очень лавиноопасно

22.07 – Погода хорошая, сильный ветер. Спуск на ледник. Сначала снежный склон 30-40 градусов, доски, жутко лавиноопасно, сорвали одну доску (были готовы, поэтому без последствий), по линии падения воды, сброс по склону – 400-500 м по высоте. Далее гребень с карнизами на седловину перевала Божья коровка (этот участок с 5750 до 5100 был пройден под моим руководством в 2002 году, соответственно – известен). Вниз на 700 м по высоте уходит стена с ледовыми сбросами по 200-300 м. Здесь нужно искать проход. Разведки занимают 2 часа. Дюльфер по рантклюфту 50-70 градусов, на ледобурах, 2 веревки с выходом влево на большую пологую скальную полку (здесь безопасно), еще две аналогичные веревки по рантклюфту под нависающими сераками (перестежки почти висячие) и снова влево на широкую скальную полку. Далее обнаруживается проход влево вдоль скальной стены, на полках – слой льда, продолжаем спуск влево, еще 3 дюльфера до довольно широкого кулуара 30-50 градусов крутизной. После снегопадов лед и скалы завалены рыхлыми комьями сошедших лавин, что позволяет нам оставшиеся 400 м сбросить в связках. К 20-00 спускаемся на верхнее плато ледника. Далее связки, 300-метровый ледопад (проход по левому рантклюфту, а в нижней части – по “бараньим лбам” левого борта, перила не применялись. К темноте вышли на ровный ледник, 4000 м.

23.07 – Проливной дождь со снегом. Мы ниже облачности. Спуск в базу. Ледопад среднего течения ледника Божья коровка на пол дня, проход в основном по правому рантклюфту (камнеопасно!). В 20-00 спустились в базовый лагерь.

Участки маршрута

№ участков

Краткая характеристика

Протяженность, км

Категория трудности

R0

Снежно-ледовый склон крутизной 20-45 градусов

0.4

2-3

R1

Снежный гребень с участками льда, карнизами, трещинами, крутизна до 35 градусов, один участок метров 30 – 45 градусов

1,5

2-4

R2

Снежно-ледовый склон гребня с выходами скал. Крутизна до 40 градусов.

0.7

4

R3

Спуск через карниз поперек гребня, крутизна до 55 градусов.

0.12

4-5

R4

Довольно широкий снежный гребень с карнизами

0.8

4

R5

Снежно-ледовый крутой (до45 градусов) гребень с карнизами.

0.14

4+

R6

Ледовый склон 45-60 градусов, 90 м, с выходами скал.

0.09

5

R7

Скальный кулуар крутизной до 70 градусов, с заснеженными полками, снежно-ледовый склон, всего 80 м.

0.08

5-5+

R8

Снежно-ледовый гребень с карнизами

0.3

3-4

R9

Снежно-ледовая стенка до 70 градусов с карнизом на верху

0.03

5

R10

Узкий скально-снежный гребень с карнизами

2

4-5

R11

Технически сложный ледово-скальный гребень

0.14

5-5+

R12

Довольно широкий (до 5-6 м шириной) снежно-скальный гребень с карнизами

2

4-5

R13

Снежно-ледовый склон крутизной до 50 градусов слева над скальным треугольником

0.15

5

R14

Узкий пологий скальный гребень, стенки по 1,5-2 м, ледовые и снежные участки

0.13

5-5+

R15

Купол вершины крутизной до 30 градусов

0.6

3-4

R16

Широкий снежный гребень с выходами скал, далее склон 10-15 градусов до сбросов, восточный гребень Ю. Кашкара с карнизами, крутизной до 40 градусов.

1.5

3-4

R17

Узкий и острый снежно-ледовый гребень с карнизами, движение вверх-вниз

0.2

5

R18

Крутой снежный гребень (до 50 градусов)

0.3

4-4+

R19

Скальный сброс 55 м, до 90 градусов

0.055

5-5+

R20

Снежно-ледовый лавиноопасный склон 30-40 градусов, затем узкий гребень

0.8

3-5

R21

Снежно-ледовый склон с перевала, подрезанный бергшрундом, 40-45 градусов

0.08

4

R23

Снежное плато (закрытый висячий ледник)

0.2

3

R24

Узкий ледовый кулуар (рантклюфт) по границе скал и ледовых сбросов, далее скально-снежный склон вдоль скальной стены

0.35

5-5+

R25

Широкий ледово-скальный кулуар 30-50 градусов крутизной

0.7

3-3+

R26

Закрытый ледник, затем ледопад, перепад высот 300 м

1.5

3-4

 

Общая протяженность маршрута (примерно)

14.865

 

 

Описание маршрута по участкам.

1-й день, 11.07

Участок R0. Подъем на перевал. Снежно-ледовый склон крутизной 20-45 градусов, связки, протяженность метров 400.


Фото 23. Траверс, высотная часть. За кадром - гребень от 5620 до 6050

 


Фото 2. Нижняя часть сев. гребня п. Кашкар с ледника Моренный

Участок R1.

Снежно-ледовый гребень с карнизами местами узкий, участки крутизной не более 35 градусов, одновременная страховка. До седловины под в. 5550 м (5000 м) – около 1,5 км. (ф. 2, 3, 23).

 

1-й день, 11.07, 2-й день, 12.07

Участок R2.

Снежно-ледовый склон гребня с выходами скал. Крутизна до 40 градусов, рыхлый снег, страховка ненадежна, поэтому используются перила, 15,5 веревок (примерно 700 метров до вершины), крепление на ледорубах и ледобурах (примерно пополам) (ф. 2, 4, 23).

 


Фото 8. Участок 5620-6435. Видна примерно половина гребня.


Фото 9. Перила на выходе под скалы в. 5620.

Участок R3.

Карниз поперек гребня, спуск вправо-вниз по западному гребню вершины 5550 и далее на юг через карниз дюльфер, всего 2,5 веревок (120 м). (ф. 5, 6).

 

2-й день, 12.07, 3-й день, 13.07

Участок R4. Довольно широкий снежный гребень с карнизами под вершину 5620. Связки, одновременная страховка. (ф. 6, 8, 23).

Участок R5. Снежно-ледовый крутой (до45 градусов) гребень с карнизами. Под скалы в. 5620 – 3 веревки (140 м) перил, крепление на ледобурах. (ф. 8, 9, 24).


Фото 26. Участок R8-R10, R10 - только широкая часть гребня

Участок R6. 90 м траверс вправо по льду 45-60 градусов, примерно 10 промежуточных точек на ледобурах. (ф. 8, 10, 25).


Фото 24. Участки R8-R10 мжду в. 5620 и 5650

Участок R7. Скально-снежная стенка 80 м влево-вверх на в. 5620. (ф. 8, 11, 25).

Участок R8. Снежно-ледовый гребень с карнизами, 300 м, связки, страховка одновременная. (ф. 8, 12, 24, 26).

4-й день, 14.07

Участок R9. Снежно-ледовая стенка до 70 градусов, 25-30 м (перила на ледобуре и ледорубе). (ф. 8, 26).

Участок R10. Узкий скально-снежный гребень с карнизами через в. 5650. Связки, страховка одновременная. Около 2 км. (ф. 8, 13, 24, 26, 27).


Фото 29. Гребень на участке R11 и в начале R12

Участок R11. Технически сложный ледово-скальный гребень. Перила. 30 м ледовый взлет, затем траверс 50 м узкого и острого скального гребня, подъем (лед) 15-20 м вверх и дюльфер 30-35 м, 45-50 градусов на очередное понижение.(ф. 14, 28, 29).

 

5-й день (отсидка)

 

6-й день, 16.07

Участок R12. Довольно широкий (до 5-6 м шириной) снежно-скальный гребень, примерно 2 км длиной, или больше. В основном связки с одновременной страховкой, временами перила (тяжелая тропежка). До высоты примерно 6100-6200. (ф. 1, 7, 29, 30).

 


Фото 30. Редкий просвет16.07, открылась вершина

7-9 день, 17-19.07 – отсидка на высоте 6000, на уч. R12. Лавина по гребню, снесла одну палатку, засыпала 3 человек. Освободились минут через 15, общие раскопки и поиск вещей продолжались 5 часов.

 

10-й день, 20.07

Участок R13. Снежно-ледовый склон крутизной до 50 градусов слева над скальным треугольником. Перила на ледорубах, ледобурах. 150 м. (ф. 7, 8, 26, 30).

Участок R14. Узкий пологий скальный гребень, стенки по 1,5-2 м, ледовые и снежные участки, крепление за выступы и на ледобурах. Всего 130 м, 3 веревки, под купол вершины. (ф. 7, 8, 26, 30).

 

11-й день, 21.07

Участок R15. Купол вершины крутизной до 30 градусов, связки, тяжелая тропежка, иногда без рюкзака, 200 м – до перегиба, 250-300 м – до острой вершины, крутизной до 10 градусов, глубокий снег. Далее между острой вершиной и куполом снежный гребень с небольшим понижением, 100-150 м. (ф. 15, 30, 32, 33).


Фото 38. Спуск. Участки R16-R25

Участок R16. Широкий снежный гребень с выходами скал до перемычки 6200, далее склон 10-15 градусов до сбросов, восточный гребень Ю. Кашкара крутизной до 40 градусов. Всего до узкого гребня – около 1,5 км. (ф. 1, 17, 18, 38).


Фото 19. Скальный сброс на выходе к биваку 21.07, R19

Участок R17. Узкий и острый снежно-ледовый гребень с карнизами около 200 м длиной. Попеременная страховка. (ф.38)

Участок R18. Крутой снежный гребень (до 50 градусов). Страховка одновременная. (200-300 м, ф. 19, 20, 38).

Участок R19. Скальный сброс 55 м, до 90 градусов. Дюльфер. (ф. 19).

 


Фото 22. Спуск. Перепад высот 2435 м

12-й день. 22.07.

Участок R20. Снежно-ледовый лавиноопасный склон 30-40 градусов, 500-600 м (400 м по высоте), затем узкий гребень к перевалу Божья коровка. Спуск по линии падения воды. Спустили одну доску. (ф. 20, 22, 35, 38).

Участок R21. Снежно-ледовый склон с перевала, подрезанный бергшрундом. ;40-45 градусов, 80 м (две веревки). (ф. 22, 36, 38).


Фото 35. Участок R20 на спуске к седловине перевала Божья коровка

Участок R23. Снежное плато, 200 м, связки. (ф. 22, 35, 38).


Фото 21. 7-я веревка на участке R24, выход в кулуар, участок R25, 22.07

Участок R24. Узкий ледовый кулуар (рантклюфт) по границе скал и ледовых сбросов, 200 м, далее скально-снежный склон вдоль скальной стены 150 м, всего 7 веревок, выход в кулуар. (ф. 21, 22, 37, 38).

Участок R25. Широкий ледово-скальный кулуар 30-50 градусов крутизной, 600-700 м, забитый комьями сошедших лавин. Связки, одновременная страховка. (ф. 21, 22, 38).

Участок R26. Закрытый ледник, затем ледопад, перепад высот 300 м, связки.

Маршрут пройден. (ф. 22).

Далее >>


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100