Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Замёрзшие водопады Алтая

Съездили с друзьями на Алтай, в долину реки Чулышман. Там просто рай для ледолазания: много длинных водопадов, удобная заброска, простые подходы. Мы пролезли пять водопадов по 100–200 метров, один из которых до нас никто не ходил. Было очень круто!

Мы проехали Акташ и остановились в семи километрах на восток от него. Слева от дороги на стене висит длинная белая сосулька — водопад Храповский. Вывалили из рюкзаков кучи снаряжения, выбрали нужное и сквозь хвойный лес по натоптанной тропе двинули к водопаду.

Водопад Храповский

ХРАПОВСКИЙ (180 М WI3 85°)

Одна связка — Иван Темерев, Фёдор Копытов и Антон Кашевнинк — полезла слева по тонким «шторам» и прочим соплям, а фотографы — я и Алёна Мартынова — справа по более простому и однозначному льду.

Снять толком ничего не вышло: я смог обогнать Ивана только в одном месте, там, где ему пришлось перебираться через вертикальный столб с чётко видимой линией отрыва в верхней части. Каждый следующий день Иван делал что-то подобное: выбирал самый крутой рельеф и лез по нему.

Иван Темерев на Храповском водопаде

Стемнело когда мы одолели треть маршрута. Выше, в середине всем пришлось пролезть внутренний угол с душем. По стенкам текло и журчало, от ударов инструментами разлетались брызги. Вода по ногам стекала в ботинки, но это больше забавляло, чем расстраивало.

Вылезли наверх, там лес. Развязались, упаковали снаряжение и по хорошей тропе спустились к дороге. Начало поездки очень понравилось.

Вечером в супермаркете купили сладостей, фруктов и ещё какой-то еды на неделю и поехали жить в гостиницу «Расул». Там кухня, электричество, вайфай и душ.

Дорога возле Акташа. Фото Ивана Темерева

Утром приехал шестой член команды, водитель и знаток всего, что вокруг — Бауржан Какиев. Погрузили вещи в его серую «Таблетку», изнутри обитую красным, и через Улаганский перевал поехали в долину реки Чулышман.

Иван Темерев на водопаде Бажа-Кая.

БАЖА-КАЯ (120 М WI3 90°)

Переехали через перевал Кату-Ярык и остановились над водопадом Бажа-Кая. Собрались-оделись и пошли вниз. Прошли мимо сруба и загона с коровой, спустились к замёрзшему ручью.

Перед спуском к водопаду Бажа-Кая

Чтобы попасть на крутую часть повесили пару верёвок вниз до выполаживания, а оттуда полезли наверх.

Иван Темерев, Фёдор Копытов, Алёна Мартынова

Иван опять выбрал самое сложное до чего дотянулись руки и полез. Антон Кашевник остался наверху, возле машины, и фотографировал. Иван выглядел так:

Иван Темерев на водопаде Бажа-Кая

На следующем участке Ивана сменил Фёдор, а я лез в 10 метрах справа от него. Лезли по крутому льду, разговаривали, шутили. Тут скажу про атмосферу, в которой прошла поездка. Было легко, смешно и весело даже на сложном и страшном льду. Как будто мы всё время провели в облаке хорошего настроения.

Алёна Мартынова на водопаде Бажа-Кая.
Фото Антона Кашевника

Вылезли наверх, собрались и поехали дальше, на дно долины.

В сумерках подъехали к базе отдыха «Эзен». В долине Чулышмана несколько баз, где можно остановиться, но зимой работает только эта. Там есть электричество, вода и домик с печкой. То, что нужно.

Нижний Кулузун. Я в левом-нижнем углу, улыбаюсь.
Фото Алёны Мартыновой

НИЖНИЙ КУЛУЗУН (230 М WI5 92°)

Утром проехали по левому берегу немного вниз по течению. На правом берегу показались два водопада: Нижний Кулузун и Верхний Кулузун. В этот день мы нацелились на первый.

По льду перебрались через реку и по сухой траве пошли в сторону водопада. Такие подходы очень нравятся.

Алёна Мартынова на Нижнем Кулузуне.
Фото Бауржана Какиева

Начали связками по три человека, но после первой верёвки двое передумали. Самое вкусное — тонкий вертикальный столб между двумя нависающими стенками — на второй верёвке. Лидировал Иван и со станции это выглядело круто. Я лез и отдавал должное мастерству Ивана. Я бы волновался на таком рельефе. Следующий участок был проще и короче.

Антон Кашевник на Нижнем Кулузуне

Я на одной из верхних ступеней Нижнего Кулузуна. Фото Ивана Темерева

Через 20 минут собрались у основания следующей ступени высотой в 30–40 метров. Она положе и проще первой. Пролезли её, дальше снова замёрзшая речка и ступенька похожая на предыдущую. С неё Иван с Фёдором уехали вниз, а мы с Антоном полезли дальше. Первые двое лазали в обуви с несъёмными зубьями — кошкоботах, — а мы в альпинистских ботинках, с которых кошки можно снять. Позже мы спустились пешком, а Иван с Фёдором уехали по пути подъёма.

Мы с Антоном пролезли ещё одну ступень. С восторгом подумал: «Да когда ж они кончатся?!». Прошли ещё немного по пологому льду, а там ещё одна! Круче и красивее предыдущих. Но на неё мы не полезли: смеркалось и внизу нас ждали друзья. Но хотелось…

Первая ступень Верхнего Кулузуна.
Фото Антона Кашевника

ВЕРХНИЙ КУЛУЗУН (150 М WI3 90° + ДЛИННЫЕ ПОЛОГИЕ УЧАСТКИ)

Следующий день провели на разных водопадах. Алёна и Баур отрабатывали технику на небольшой сосульке недалеко от реки, а остальные карабкались по Верхнему Кулузуну. Снизу он кажется страшнее, круче и длиннее, чем нижний, но на самом деле он просто дальше и мало освоен. Первое прохождение, по словам Ивана, сделали новосибирцы в прошлом году.

Фёдор Копытов

На первой ступени Иван лез по центру, а я ближе к правой части столба. Иногда лёд отзывался глухим и гулким звуком на удары. Руки забились после двух третей стенки, видимо накопилась усталость. Иногда инструмент забивался с первого раза, застревая между сосульками, иногда скалывал линзы. Вот когда скалывал, тогда руки забивались совсем.

Я между ступенями Верхнего Кулузуна.
Фото Ивана Темерева

За первой ступенью пологий участок, затем ещё стенка, высотой в 80 метров. Затем ледяные горки на 100 метров и снова стенка. По ней мы пролезли 30 метров до полки. Вечерело. Наверх уходили каскады — стенки-полки, но нужно спускаться. Начали ещё до сумерек, но вниз приехали в темноте.

С фонарями по крупноблочной осыпи спустились на дно долины, дошли до реки и перебрались на другой берег вдоль своих перил. Баур с Алёной вернулись незадолго до нас. Выпили чаю и поехали вниз по долине в сторону деревни Коо. Там у Баура друзья, которые гостеприимно поселили нас у себя.

Над Коо висит замёрзший водопад. «А, этот? Так это просто ручей замёрз» — прокомментировала хозяйка. Решили доехать до Балыкчи, поглядеть есть ли там водопады, отмеченные на карте и, если нет, вернуться и окучивать «замёрзший ручей» над Коо.

Пока ехали в сторону Балыкчи увидели на правом берегу Чулышмана пару аппетитных водопадов. Попасть к ним можно, но нужно заморочиться: река в нижнем течении свободна ото льда, и чтобы перебраться на другой берег нужна лодка. Видимо в другой раз.

Водопад над деревней Балыкча

БАЛЫКЧА (130 М WI4 90°)

Доехали до Балыкчи, а там ничего нет. Ну вот… Ой не, глядите-ка, вон он! В распадке над деревней маячил вполне себе замёрзший водопад. В фас смотрелся крутым и длинным.

Бауржан Какиев.
Фото Ивана Темерева

Тут в некоторых местах, стоило вынуть инструмент изо льда, как из дырки вырывался фонтанчик воды. Весна. Первая стенка короткая и некрутая (у Ивана сложнее и круче), потом длинная пологая часть, затем ещё ступенька.

На водопаде Балыкча.

Моя верёвка уже пару дней как плохо гнулась, а тут совсем встала колом. Поделили три оставшихся верёвки так, чтобы никто не страховался одной «половинкой» и полезли. Я лез по левой части, она была вертикальной, Иван лез справа, там положе.

Иван Темерев на второй ступени водопада

В этот день мы планировали засветло переехать через перевал Кату-Ярык, поэтому сразу после крутой части поехали вниз. Повесили четыре верёвки и спустились к началу водопада. Сквозь лес и кусты дошли до машины, разобрали снаряжение, которое изрядно перемешалось за неделю и поехали в Акташ.

Фёдор Копытов и серая «Таблетка».
Фото Ивана Темерева

Я в очередной раз убедился, что если в хорошее место приехать в правильной компании, будет очень здорово. По-моему, мы все сошлись во мнении, что в этот раз компания была что надо. На одной из станций мы с Фёдором единодушно отметили:

Тут как в альпинизме: если есть компания, она должна быть хорошей. Иначе к уставшим рукам, сбитым пальцам и замёрзшим лицам добавятся неприятные люди. Так себе картина.
Я чертовски рад, что мы собрались хорошей компанией.

Антон, Баур, Фёдор, я, Алёна, Иван

Столько крутого льда и в таком объёме я не лазал. Было что-то похожее на Труде в прошлом году, но вертикального там было метров 70. А тут на каждом водопаде были вертикальные участки. Все эти шторы и стенки из спаянных сосулек мало похожи на ледниковый лёд, к которому я привык в горах. С удовольствием подглядывал за техникой и всякими «плюшками» напарников.

Осталась неделя, чтобы привести себя в порядок, спрятать инструменты в шкаф (надолго ли?) достать скальные туфли и прочие закладки. Впереди скальная смена Альплагеря Туюк-Су на скалах Тамгалы-Тас. Две недели будем учить спортсменов лазать по сухим и тёплым скалам.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси