Люди и горы > Люди >

Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Серик Альмаганбетович Тяжин.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Серик Альмаганбетович Тяжин, 1956 года рождения – погиб 17. 09. 1982 года, п. Коптау, Угамский хребет, Тянь – Шань.

Закончил КПИ в г. Караганда, Казахстан.
Занимался альпинизмом, выполнил 2 спортивный разряд.

17.09.1982г. в Южноказахстанской обл. горы Сайрам, вершина Коптау (МАРШРУТ 2Б кат. трудности) погибла группа альпинистов из г. Караганда. Это Фортуна Александр, Тяжин Серик, Маилов Теймур, Бейфус Наталья и Полянский Борис-руководитель группы.

Из книги «От Кипчака до Эвереста»

Андрей Федоров:

…В 1980 году в областную Федерацию альпинизма обратилась вновь образованная секция альпинизма при заводе СТО (Карагандинский литейный завод) с просьбой, направить в секцию опытного тренера по альпинизму, который помог бы им в организации работы секции альпинизма и скалолазания. Туда направили Л.Авдеева, он успешно справился с этим заданием, в течение двух лет в секции появились четыре второразрядника, несколько человек получили III разряд, альпинисты секции участвовали в альпиниадах, а главное – через два года они выиграли первенство области по скалолазанию: Наталья Бейфус, Серик Тяжин. Но 17 сентября 1982 года происходит трагедия в Сайрамском ущелье, погибают пятеро альпинистов... из них двое – Наташа Бейфус и Серик Тяжин занимались в секции альпинизма завода СТО.

И тогда руководство завода СТО решило не культивировать такой опасный вид спорта на своём предприятии, и закрыло секцию. Трагедия в Сайрамском ущелье оставила много вопросов, на которые до сих пор нет ответов: из пяти погибших были найдены только трое: Наталья Бейфус, Саша Фортуна и Борис Полянский, двоих – Серика Тяжина и Теймура Маилова так и не нашли. У найденных троих были следы обморожений только на руках, а в рюкзаках у них были тёплые рукавицы, пуховики и другие тёплые вещи, по какой-то причине они их не достали и не одели. В течение трёх лет продолжались поисковые работы в Сайрамском ущелье, и ничего не было найдено, никаких следов. …

Стоит первый слева — Серик Тяжин с товарищами на восхождении.
Фото из архива Серика Тяжина

Чимкентская трагедия 17 сентября 1982года. Г.А. Айгистов рассказывает:

- Я был руководителем сборов, Иван Фишер руководил спасотрядом. Совершенно фантастический случай. На вершину Коптау 4200м шли по трём маршрутам: 2А (моя группа), 2Б (погибшая группа), 3Б (группа из Алма-Аты), маршруты были не более 400м. В группе маршрута 2Б были Александр Фортуна, Борис Полянский, Наташа Бейфус, Серик Тяжин, Теймур Маилов. К этому времени ребята совершили несколько восхождений, «схоженность» у них была великолепная, спортивная подготовка отличная. Мы распрощались у подножия горы, и каждый пошёл своим маршрутом. Вначале маршрута побросали рюкзаки, решили, что за часик сходим и вернёмся. В середине маршрута налетел ураганный ветер, пошёл снег, видимость стала нулевой, спрятаться было некуда. Такие ураганные ветры я встречал только на «семитысячниках». При этом всплески потрясающего зарева охватывали полнеба, а грома совсем не было слышно. Я приказал спускаться, где-то верёвкой ниже был «карманчик», чтобы отсидеться. У девчонок началась истерика: - Всё, мы сейчас погибнем! Пришлось их успокаивать, применяя жёсткие меры. Когда к ним вернулось самообладание, я решил сходить на вершину. Быстро поднялся, открыл тур – там уже была записка от алмаатинцев, маршрут 3Б: они уже побывали на вершине. Группа по маршруту 2Б на вершину не поднималась. Возвращаюсь к своей группе, и мы продолжаем спуск. Там, где оставили на маршруте свои рюкзаки, около 4 часов откапываем их в снегу, с трудом находим. Температура в течение 5-6 часов понижается на 25 градусов. Спускались мы 4 часа, девчонки попадали в изнеможении. На следующее утро погода устанавливается идеальная. Вместе с прибывшим спасотрядом поднимаемся на вершину со стороны предполагаемого спуска: на тропе после вершины находим мёртвых Сашу Фортуну, Наташу Бейфус, Бориса Полянского. Поражают позы погибших: обычно перед смертью человек группируется, а здесь они словно прилегли или присели отдохнуть. Двоих – Серика Тяжина и Теймура Маилова, так и не нашли, прошли гору вдоль и поперёк, всё изрыли, никаких следов. Спускались в ледовые трещины, куда, сорвавшись, попасть можно было только со снайперской точностью. Но их не нашли.

Памятные таблички у подножия гор о погибших ребятах

Памятная табличка на мемориале "Погибшим в горах", г.Алма-Ата, Казахстан.