Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Мой 2017-й: скалолазные районы, Крым и Туюк-Су

Начало 2017 года определилось в октябре прошлого — я заболел желтухой. Ничего страшного, но всю зиму вместо гор ходил в поликлинику. Врачи запретили любые нагрузки. Зима пошла тяньшанскому окуню под лёд.

Зато оставшиеся месяцы кипели, клокотали, кричали, рокотали и всячески жили. Вот так:

Лезу на Крыло лебедя по «Балычку»
СЛЕТАЛ В КРЫМ В МАРТЕ

Глаза из жёлтых сделались обычными и я улетел в Крым. Хотел развеяться и полазать. Сначала лазали дорожки на Кошке, потом мультипитчи на Мердвен Кае. Через неделю после меня приехала Ольга. Когда погода портилась гуляли вдоль моря, когда выправлялась — лазали. Время вышло, улетели домой.

• Крым в марте 2017-го
  • Инесса Сдобнова на «Напугай сову!»

ДЕЛАЛ НОВЫЕ МАРШРУТЫ И СЛОМАЛ ПЯТКУ НА ТАМГАЛЫ-ТАС В МАРТЕ

В аэропорту разделились. Ольга поехала домой, а я остался ждать Юру, чтобы уехать на Тамгалы-Тас. У нас там скальная смена. Днём я и Макс Тен занимались с участниками, а вечерами я делал маршруты.

Как-то по простому подлез ко второму шлямбуру, встал на самостраховку и начал подтягивать гайку. Раз провернул ключ, поднажал ещё немного… и шлямбур сломался. Я глянул под ноги — далеко, сейчас не обойдётся — и полетел. Долетел, отряхнулся и попытался встать, но что-то сломалось в пятке.

• Скалолазание на Тамгалы-Тас в марте 2017
  • ХРОМАЛ ПО АЛЬПЛАГЕРЮ В МАЕ

На майскую смену в альплагерь приехал с костылями и в гипсе. Присматривал там за безопасностью. На лекциях говорил:
    Кто нарушит технику безопасности, будет как я!
    Решил пропустить сезон в больших горах. На лето в плане были серьёзные восхождения. Нужно тренироваться, а я из больницы в больницу хожу. Лучше не ехать вовсе, чем ехать слабым.

Слева — Молодёжная, по центру — пик Советов. Вид с вершины Титова

СХОДИЛ В ПОХОД В ИЮНЕ

В конце июня, чтобы размять ногу, сходил красивый пешеходный маршрут. От альплагеря через ущелье Горельник дошёл до пика Терешковой, оттуда выбрался на Титова. Переночевал, и по гребню через пики Память и Медиков вернулся в альплагерь.

• Поход вокруг Горельника и восхождение на пик Титова
  • Двойка идёт к перевалу Туюк-Су на фоне пика Погребецкого

ХОДИЛ В ГОРЫ В АЛЬПЛАГЕРЕ С ИЮНЯ ПО ОКТЯБРЬ

Началась работа в альплагере. С конца июня до начала октября я показывал, как не убиться в горах. Четыре месяца постоянно было здорово, но к концу сезона хотелось сидеть в лагере и не ходить дальше учебных скал. Почти так и вышло. Ребята, спасибо вам за замечательный сезон в горах.

• Опасное лето 2017
  • На вершине Маяковского

ПРОЛЕЗ НОВЫЙ МАРШРУТ НА ПИК МАЯКОВСКОГО

В двойке с Максом Тен пролез линию, на которую давно облизывался. Красивая гора, приятное лазанье, хорошая погода, классный напарник. Такие восхождения выдаются нечасто, поэтому особенно приятны.

• Новый маршрут на западной стене Маяковского: 350м, 90°, 6А
  • ПРИДУМАЛ И ПРОЧИТАЛ ПОЛЕЗНУЮ ЛЕКЦИЮ

Слетал в Москву и в Спорт-Марафоне прочитал лекцию «Как не тупить в горах». Сначала сомневался, что насобираю мелочей на целую лекцию, а когда начал — они полезли как кипящий кофе из турки. Лекцию в магазине не записали, поэтому потом рассказал ещё раз в студии.

• Текстовая версия лекции
  • Крючья и станции, которыми я оборудовал новые маршруты

СДЕЛАЛ 18 НОВЫХ МАРШРУТОВ НА ТАМГАЛЫ-ТАС В ОКТЯБРЕ

В октябре на три дня спустился в город, а после уехал на скальную программу на Тамгалы-Тас. Макс занимался с участниками, я делал маршруты. После весенней пробивки я предложил сочувствующим скинуться на новые маршруты и как-то неожиданно насобирал денег на три десятка маршрутов. За две недели сделал 16 дорожек и 2 мультипитча.

• Новые маршруты на Тамгалы-Тас
  • Лезу «Смоковницу» в секторе 18+, Бахчисарай

ЛАЗАЛ ПО СКАЛАМ В КРЫМУ В НОЯБРЕ

Вернулся в город, но через два дня улетел в Крым. Ещё через день прилетел Макс, а через неделю — Ольга. В Крыму снова было дождливо, но здорово. Первую неделю карабкались в Симеизе, потом уехали в Бахчисарай. Там очень круто. Сейчас в Бахчисарае 250 маршрутов и местные ребята во главе с Сергеем Черевко постоянно добавляют новые. Я иногда шучу, что сделаю Геикбаири из Тамгалы-Тас. Так вот у Бахчисарая шансов гораздо больше. Тут много скал и людей, которые делают маршруты. Если думаете куда поехать на скалы, и ещё не были в Бахчисарае — рекомендую. Нехотя улетели домой.

• Крым в Ноябре 2017 года. Симеиз и Бахчисарай
  • Кто-то спускается по дороге с Мынжылков

ПРЕПОДАВАЛ В ШКОЛЕ ИНСТРУКТОРОВ В НОЯБРЕ

Из аэропорта, не заезжая домой, уехали в альплагерь. Там школа инструкторов. Три недели рассказывал курсантам, как держать себя в руках, когда участники пытаются нанести травмы себе и друг-другу. Читал лекции, ходил на занятия и даже один раз на восхождение. Научить вязать восьмёрку и полиспаст 5:1 — внешняя и очевидная часть работы инструктора. Как выкручиваться из непростых ситуаций, решать конфликты, придумывать план занятий, делиться опытом, цитировать техническую документацию и при этом странно шутить — незаметная, но важная часть нашей работы.

Ольга и я на пике Амангельды

ХОДИЛ В ГОРЫ И ЛАЗАЛ ПО ЛЬДУ С ЖЕНОЙ В ДЕКАБРЕ

После школы три недели отдыха. Я постарался всё время провести с женой. Сходили единички на Амангельды и Октябрёнок, полазали по сосулькам напротив Бастионов и в Проходном ущелье. Ольга выполнила норматив «Альпинист Казахстана». Ещё сходили на лавинный курс и программу «Скитур для чайников». Таким неуклюжим я себя давно не чувствовал. Спасибо ребятам из Frozen Rocks.

Посмотрим, что сходим в следующем году.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Крым в Ноябре 2017 года.
    Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
    Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси