Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

26 декабря с Гришей Щукиным пролез новый маршрут по северной стене Орджоникидзе. Маршрут тянет на боевую 5А.

Из альплагеря вышли утром 25 декабря. До Чёрного камня нас проводил Рома «Тайга» Огородников. Дальше тропа кончилась, принялись тропить. К четырём вечера выбрались на перевал Орджоникидзе. Спать легли рано, потому что вставать тоже рано, в половине третьего.

Утром 26 декабря дул космически холодный ветер. Оделись потеплее и пошли с перевала в сторону ледника Орджоникидзе. Верхняя часть перевала совсем без снега, его сдувает вниз. Я опасался, что там лавиноопасно, но нет, снег был глубоким, но однородным.

Перед рассветом было особенно холодно, но красиво.
Слева направо: Маяковского, Отечественной войны, Антикайнена, Маншук Маметовой, Комсомола, Аристова. Солнце встаёт из-за Талгара

Начало маршрута по льду, крутизной 50°. Чтобы ускориться, первые 200 метров пролезли одновременно. Дальше начались ступеньки покруче, полезли с попеременной страховкой. Трещины в нижней части стены засыпаны снегом, прошли прямо по ним. Только бергшрунд под скалами оказался открытым, но и через него нашли нормальный мост, не уходя далеко в сторону.

Выше берга виднеется Горловина — классический маршрут по центру северной стены. Я ходил его с Павлом Грязновым в 2014-м.

Ледовая речка в начале скального острова. Выше — микстовые ступеньки

Сейчас нам налево, на речку, уводящую к скалам.

Рельеф выше — чередование ледовых речек и скальных ступенек. Местами лёд толстый и в него по ухо вкручивался бур длиной 22 см. В других местах не лезли буры по 13 см. После каждой верёвки приходилось точить клювы инструментов, потому что время от времени я втыкал их в тонкий лёд, а под ним скала. В полдень начался мелкий снег. Сам по себе он не мешал, но в кулуарах выше собирались пылевые лавинки и скатывались к нам. В какой-то момент я посмотрел на инструменты, забитые в лёд, но не увидел их под слоем стекающего снега.

Всего на четыре верёвки по льду и шесть с половиной по речкам потратили 10 часов. Свои шестидесятки мы разматывали полностью. Два микстовых участка заставили призадуматься, но не настолько, чтобы перейти на ИТО. Чтобы выбраться на гребень, пришлось прокопать дырку в небольшом снежном карнизе. Полчаса приходили в себя на гребне и ещё полчаса гребли до вершины. Там туман и ничего не видно. Спустились по северо-западному гребню (3А) на перевал Орджоникидзе. Если не знать гребень, то спуск будет долгим и непонятным — рельеф очень замороченный. К палатке пришли в половине седьмого вечера.

На вершине плохая видимость и холодно

Утром выкопали из-под снега брошенное вечером снаряжение, собрали обледенелые спальники и палатку и пошли вниз. Пока поднимались за день до этого, снег на перевале вёл себя тихо, а сейчас раз в 50 метров лопались лавинные доски. Вдоль скал шли спокойно, а когда они кончились, связали две верёвки, я привязался и пошёл. Тут снег будто успокоился. Медленно, проваливаясь по бедро, я добрался до выполаживания. Выдохнул. Пошли дальше. У меня почему-то только сейчас включилась гипоксия. До Крестов — стоянок под пиком Маяковского — меня вжимало в снег и я еле волочил ноги. Наши следы замело, пришлось копать новую тропу, что Гриша и делал, пока меня не отпустило. В альплагерь вернулись в 4 вечера. Гриша — в город, а у меня на следующий день — Новогодняя смена в альплагере Туюк-Су. Отдохнули, можно и поработать.

Нитки маршрутов по северной стене
(1) 4A, Ю. Минин, 1956
(2) 4Б, К. Белоцерковский (соло), 2018
(3) 4Б, А. Колегов, 1956
(4) 5A, К. Белоцерковский — Г. Щукин, 2018
(5) 4Б, В. Пивцов, 2000
(6) 4А, В. Пивцов, 2004
(7) 3А, В. Неаронский, 1944

Для меня это второе восхождение на Орджоникидзе за год. Летом я пролез новый маршрут по льду слева от скал.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси