Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Книги про альпинизм 2021

В 2021 году я много работал над своими книжками и казалось, что профильных прочёл совсем немного. Сел, пересчитал, ан нет — 15 штук. И это без учёта всякой классики и неклассики. Среди прочитанного, пожалуй, больше всего меня впечатлила «В горах Тянь-Шаня» Василия Семеновского. С удовольствием читал исторические очерки о первых экспедициях в Тянь-Шань и Памир.

На русском

В горах Тянь-Шаня
Василий Семеновский

Пожалуй, эта книга порадовала меня сильнее других в прошлом году. Семеновский писал лаконично и умно, иронизируя над окружающими, собой и советской властью:

… и когда сам хозяин вышел из канцелярии дома отдыха, где получал деньги, то накинул ещё по рублику, заявив, что «три рубля — это цена, установленная правительством», так вот дословно и было сказано и незнанием закона отговариваться нельзя… Мы и не отговаривались, а просто не согласились с таким постановлением правительства, подвергли его критике и, не прошло и десяти минут, как сторговались с другим возницей за прежнюю цену — в два рубля.

После этих строчек я пошёл смотреть год, в котором книга издана. Ага, 1931-й. Позже такого никто не выпустил бы. В первой части книги Семеновский рассказывает об экспедиции в район ледника Тогузак и о втором восхождении на Алмаатинский пик (Комсомола) по новому пути. Во второй части описывает восхождения в Среднем Талгаре на пики ОПТЭ и Талгар. До главной вершины Талгара он, судя по описанию, не добрался, а остановился на Йиньтау. Что не делает менее значимым такое соло-восхождение в 1930 году.

Алмаатинский пик
Иван Мысовский

Рассказ о первом восхождении на Аламаатинский пик, сейчас известный, как пик Комсомола. Я был уверен, что истории о первых восхождениях в Заилийском Алатау не сохранилось, а они есть! В Алмаатинском пике Мысовский описывает горы, в которых я провожу большую часть года. Интересно узнавать (или пытаться узнать) знакомые места в описаниях 90-летней давности.

Книжки Мысовского и Семеновского я соберу в один сборник и выпущу небольшим тиражом в течение 2022 года.

Шестеро отважных
Алексей Алексеев

Январь 1938 года. Шестеро студентов Новосибирского института военных инженеров транспорта приехали в Алма-Ату, чтобы впервые подняться на пики Талгар и Комсомола зимой. Оба восхождения проходили в стиле «выжили чудом». Результаты такого стиля — холодная ночёвка на Комсомоле и серьёзные обморожения на Талгаре.

Написано незамысловато, но события интересные. Иногда в историю будто врывается крик автора, с красным лицом и вздутыми венами вскочившего от тяжёлого липкого кошмара:

Нас ни на минуту не покидал дорогой образ нашего вождя и учителя, лучшего друга физкультурников, товарища Сталина. Он вдохновлял нас на борьбу с природой, на преодоление трудностей, звал к победе.

Шёл второй год Большого террора. Семеновского уже год как расстреляли, а Мысовского репрессировали (и, вероятно, тоже расстреляли).

Команда состояла из лыжников. Они первыми скитурили на леднике Богдановича. В начале книги читаем:

В горы зимой не могут быть допущены группы, составленные из малоопытных альпинистов и плохих лыжников.

Всё ребята, расходимся до лета.

Загадки Тянь-Шаня
Иван Черепов

В 1937 году члены экспедиции Августа Летавета сходили на две нехоженых горы в хребте Куйлю в Центральном Тянь-Шане: пик Карпинского (5050 м) и пик Сталинской конституции (5285 м). Перед экспедицией в Куйлю Николай Попов, Григорий Белоглазов и Владимир Рацек походя сделали первое восхождение на пик Каракольский (5281 м).
Во второй части книги Черепов рассказывает об истории открытия и освоения пика Победы. Если коротко, то когда на Хан-Тенгри уже сходили, Победу всё ещё не нашли. В 1938 Леонид Гутман, Евгений Иванов и Александр Сидоренко поднялись на некую гору высотой 6930 м и «…только одна неизвестная ещё вершина острым ножом, прорвав гущу облаков, торчит над этим неспокойным морем. Видимо, это очень высокая вершина…» Короче, целый детектив.

Как положено временем (1951 год), текст алеет патриотическими речёвками:

В числе других видов спорта альпинизм даёт наибольшее удовлетворение в стремлении к развитию и совершенствованию присущих всему советскому народу качеств: беззаветной преданности идеям коммунизма и самоотверженной работе во имя их осуществления, любви к своей социалистической Родине, любви к людям и товарищескому содружеству в своём коллективе.

На ледниках и вершинах Средней Азии
Давид Затуловский

Книга с историями об освоении гор Памира и Тянь-Шаня. Мне особенно близок Тянь-Шань. Кокшаал, Бокрколдой, Чакыр-Корум, Кубергенты, Кагалячап, Узенгигуш… все названия знакомы, всё к чему-то привязано. Поэтому особенно интересно читать, как описывают это классики. Любителям истории рекомендую.

Легенда о чёрном альпинисте
Алексей Марьяшев, Александр Лухтанов

Рассказы алматинского альпиниста о детстве в Алма-Ате послевоенного времени. Здесь истории о его первых восхождениях на горы, на которые мы ходим сейчас. И о тех, на которые почти не ходят: в верховьях Проходного и Озёрного ущелий. Чувствуете, как уменьшился масштаб, по сравнению с предыдущими книжками? Всё такое домашнее, уютное. Алматинцам, имеющим отношение к горам, будет интересно. К сожалению, бумажных книжек плачевно мало. Я что-нибудь с этим сделаю.

Хрустальный горизонт
Райнхольд Месснер

Классика. Не помню, читал ли первую русскую версию этой книги, но вот Спорт-Марафон выпустил вторую. Её то я и прочёл. В книге корифей мирового альпинизма рассказывает, как в 1980 году в муссон один поднялся на Эверест со стороны Тибета. Это сейчас, в мире, который видел самого Месснера, Ули Штека и Валерия Бабанова, соло-восхождение на огромную гору как-то укладывается в голове. В 80-м до такого надо было додуматься. Месснер додумался, сходил, а потом написал неплохую книжку.

Жить!
Элизабет Револь

История зимнего восхождения на Нанга Парбат Элизабет Револь и Томаша Мацкевича. Мацкевич противоречил здравому смыслу и безопасности, из-за чего ослеп на вершине, а позже умер. Револь описывает путь наверх и длинный и опасный путь вниз, попутно скорбя об оставленном напарнике. Раздражение от безалаберности Мацкевича усиливается шероховатым переводом: альпинистская терминология, как это часто бывает, переведена буквально.

Радуга над Хайдарабадом
Кирилл Белоцерковский

Радуга — это книжка о том, как я в 2009–2010 гг. ездил автостопом по СНГ и Юго-Восточной Азии. По пути лазил по скалам, взбирался на вулканы и жил максимально интересно. Вернулся, собрал впечатления в книжку, положил на сайт и оставил в покое. Но не тут-то было. В прошлом году я выпустил бумажную Радугу. Чтобы издать настоящую книгу, пришлось перечитать её ещё несколько раз. Мне Радуга поднадоела, но говорят, что она неплохая.

Если хотите себе бумажную Радугу, дождитесь, пока они снова появятся в Спорт-Марафоне или напишите мне на kirill@steelinside.com, пришлю почтой.

На английском

The Roskelly Collection
John Roskelly

Роскелли — сильный американский альпинист, который ходил в 80-х и 90-х годах XX века. В книге он рассказывает о своей первой экспедиции — восхождении на Нанда Деви. Он настолько мастерски описывает её бестолковую организацию, что я невольно начал испытывать неприязнь к самой книге. Зато после второй главы попустило. В ней он пишет о восхождении на Тавоче с Джефом Лоу. Насколько громоздко, опасно и расхлябано прошла первая экспедиция, настолько чёткой и пропитанной волей была эта.
В третьей части — короткие рассказы об альпинизме в Гималаях, на Памире и в Америках.

The Art of Ice Climbing
Jerome Blanc-Gras and Manu Ibarra

Книга разбирает ледолазание по кусочкам: история, техника, как лёд формируется и когда отваливается, какое снаряжение использовать и как его точить. В книге большие цветные фотографии на хорошей бумаге. Авторы собрали статьи ледолазов и альпинистов, сформировавших спорт. Здесь вообще всё прекрасно. Кроме того, что купить книгу можно только в Европе.

Ice Climbing leader field handbook
Sean Isaak

Руководство для канадских инструкторов по ледолазанию. Автор рассказывает, как подготовиться к выезду, ориентироваться по карте, не попадать в лавины, избегать травм и что делать с теми, кто не избежал. Собственно лазанию уделена, навскидку, пятая часть книги. Хорошая книжка. Жаль достать её вне Канады непросто.

Сейчас я читаю How to Ice Climb! того же Шона Исаака. Она кажется адаптированной для широкого круга версией предыдущей книги. Можно купить на Амазоне.

Structured Chaos
Victor Saunders

Сондерс, как всегда, забавно пишет про большие горы. Но здесь не только про горы. В этой книге он перебирает свой жизненный опыт, вспоминает смешное и грустное.

Sybarite’s Creed: Never bivouac if you can camp. Never camp if there is a hut. Never sleep in a hut if you can book a hotel.
Climber’s Creed: If you were not cold, you had too many clothes. If you were not hungry, you carried too much food. If you were not frightened, you had too much equipment. If you got up the climb, well, it was too easy.

So, when Mick said he had lost his climbing partner for the following week on Ben Nevis and could I replace him, I should have said: ‘No fucking way!’ But what came out of my faithless mouth was, ‘Yes, of course, where shall we meet?’

Down
Andy Kirkpatrick

Здесь Киркпатрик в своей дотошной манере на протяжении 400 с лишним страниц рассказывает, как спускаться по верёвке. Сам он признаёт, что далеко не все готовы столько читать про спуски, поэтому сделал короткую и дешёвую книжку с выжимкой из этой.

Больше Киркпатрика:
1001 совет альпинисту очень хорошая, всем читать.
High про мультипитчи. Тоже хорошая.

Night Naked
Erhard Loretan

Когда я залезу на свой 14-й восьмитысячник, этому обрадуются только брат и мама. Какое дело остальным до третьего человека, сделавшего это через 10 лет после Месснера и через 8 — после Кукучки?

Так написал Эрар Лоретан в 1995 году.

Вместе с Войтеком Куртыкой, Жаном Триоле и Пьер-Алланом Стайнером он родил стиль «Night & Naked». Это как «Fast & Light», только на восьмитысячниках. Они лезли без верёвок и бивачного снаряжения ночью, а спали днём, когда потеплее. Вдвоём с Норбертом Джусом они пролезли длиннющее восточное ребро Анапурны. После него Лоретан написал: «I’ve never felt so far from the living and so close to the dead». Или вот: с Жаном Триоле он сходил на Эверест (8848 м) по кулуару Хорнбейна за 43 часа из базового лагеря (5500 м) и обратно.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Траверс Туюк-Су

Кокшаал-Тоо 2021: новые маршруты на Альпинист, Королёва, Марона

Юго-восточные гребни Партизана и Орджоникидзе

Скалолазание в Турции, Геикбаири. Февраль 2021 г.

Ледолазный фестиваль в Турции в 2021 году

Разведка верховьев Иссыкского ущелья, К. Г. Макаревич, 1950 г.

Восхождение на Талгар в 2020 году

Скалолазание в урочище Бектау-Ата

Новый маршрут на пик Труд, 4635 м.

Новые маршруты на Азиатских скалах

Ледолазание в Турции

12 книг про альпинизм, которые я прочёл в 2019 году

Тамгалы Тас осенью 2019 года

Поход выходного дня:
Шымбулак — Перевал Туристов — Большое Алматинское озеро

Кокшаал-Тоо 2019. Новый маршрут на Чон-Турасу (5729 м)

Лориэн на Центральном бастионе Октябрёнка

Мордор на Центральном бастионе Октябрёнка

Скалолазание в Северном Уэльсе

Тамгалы Тас весной 2019: новые маршруты и скальная смена альплагеря

Ледолазание на Иссык-Куле: Барскаун, Борода Аксакала и Чаша Манаса

Алтай 2019: Акташ, Чулышман и чёрная смородина

Новый маршрут на Орджоникидзе, 4410 м

Каракорум 2018: попытка восхождения на Баинту Бракк II Западную, 6540м.

Терскей Алатоо 2018

Скальная смена и новые маршруты на Тамгалы Тас.
Осень 2018 года

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси